Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Закон № 72-З) в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — Кодекс) внесены изменения и дополнения.
В настоящей статье рассмотрим применительно к организациям основные изменения, коснувшиеся отдельных особых режимов налогообложения и вступившие в силу с 1 января 2021 г.
Единый налог на вмененный доход
Законом № 72-З из Кодекса исключена глава 40, определявшая порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД). В связи с этим организации, являвшиеся плательщиками данного налога в декабре 2020 г., с 1 января 2021 г. в отношении своей деятельности, включая деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, применяют:
- общий порядок налогообложения;
- налог при упрощенной системе налогообложения (далее — УСН), если такие организации в порядке и на условиях, определенных главой 32 Кодекса, при соблюдении критериев численности работников и валовой выручки и отсутствии иных ограничений перешли на применение налога при УСН.
В целях перехода на применение налога при УСН с 1 января 2021 г. валовая выручка организации за первые девять месяцев 2020 г. должна составлять не более 1 538 843 бел. руб., численность работников в среднем за эти девять месяцев — не более 100 человек. Условием перехода на применение налога при УСН является представление в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления о переходе на УСН по установленной форме1 в срок с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Для применения УСН с 1 января 2021 г. следует учитывать ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 324 Кодекса, а также положения пункта 4 статьи 324 Кодекса, согласно которому если организация прекратила применение налога при УСН в 2020 г. с месяца, иного чем январь (в том числе в связи с переходом на применение ЕНВД), то такая организация не вправе применять налог при УСН в 2021 г.;
- единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый сельхозналог), если такие организации в порядке и на условиях, определенных главой 34 Кодекса, при соблюдении критерия применения единого сельхозналога перешли на применение такого налога.
Применять единый сельхозналог вправе организация, осуществляющая производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50 % общей суммы выручки организации (далее — процентная доля). Применять единый сельхозналог может не только вся организация в целом, но и организация исключительно в части деятельности филиала2, в отношении которого соблюдаются вышеуказанные условия.
Для перехода на единый сельхозналог организация обязана представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на единый сельхозналог по установленной форме3 в срок не позднее 1-го числа второго месяца квартала, с которого она претендует начать применение единого сельхозналога. Так, организация (филиал), соответствующая (соответствующий) вышеуказанному критерию по процентной доле за 2020 г., для применения единого сельхозналога с 1 января 2021 г. должна представить указанное уведомление не позднее 1 февраля 2021 г.
Организация в 2020 г. являлась плательщиком ЕНВД. Валовая выручка за январь–сентябрь 2020 г. составила 1 061 292 бел. руб., численность работников в среднем за указанный период — 15 человек. В установленный срок до 31 декабря 2020 г. организацией в налоговый орган по месту постановки на учет представлено уведомление о переходе на УСН. Ограничения, установленные статьей 324 Кодекса и препятствующие применению УСН с 1 января 2021 г., у организации отсутствуют.
Такая организация вправе с 1 января 2021 г. применять налог при УСН.
Организация с численностью работников 13 человек в январе–марте 2020 г. применяла налог при УСН. В связи с осуществлением в апреле 2020 г. деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их компонентов с 1 апреля 2020 г. организация утратила право применять УСН и перешла на применение ЕНВД.
Принимая во внимание положения пункта 4 статьи 324 Кодекса, независимо от соответствия критериям применения налога при УСН (критерии валовой выручки и численности) и своевременного представления уведомления о переходе на УСН такая организация не вправе применять УСН с 1 января 2021 г.
Организация, осуществляющая производство и переработку произведенной сельскохозяйственной продукции, в 2020 г. являлась плательщиком ЕНВД. В связи с отменой ЕНВД организацией принято решение перейти на применение единого сельхозналога с 1 января 2021 г. Процентная доля, являющаяся критерием для применения единого сельхозналога, исчисленная за 2020 г., составляет более 50 %. Организацией до 1 февраля 2021 г. в налоговый орган по месту постановки на учет представлено уведомление о переходе на единый сельхозналог.
Такая организация вправе применять единый сельхозналог с 1 января 2021 г.
Организация в 2020 г. являлась плательщиком ЕНВД. В связи с отменой ЕНВД организация изъявила желание перейти на применение единого сельхозналога с 1 января 2021 г. Процентная доля, являющаяся критерием для применения единого сельхозналога, исчисленная за 2020 г., составила менее 50 %.
Такая организация не вправе перейти на применение единого сельхозналога в 2021 г.
Организация, осуществляющая производство и переработку произведенной сельскохозяйственной продукции, в 2020 г. являлась плательщиком ЕНВД. В связи с отменой ЕНВД организацией принято решение перейти на применение единого сельхозналога с 1 января 2021 г.
Процентная доля, являющаяся критерием для применения единого сельхозналога, исчисленная за 2020 г., составляет более 50 %. При этом организацией в срок не позднее 1 февраля 2021 г. уведомление о переходе на единый сельхозналог в налоговый орган по месту постановки на учет не представлено.
В связи с этим такая организация не вправе применять единый сельхозналог с 1 января 2021 г.
При этом за такой организацией, не подпадающей под ограничения, установленные пунктом 2 статьи 345 Кодекса, сохраняется право перейти на применение единого сельхозналога с II, III либо IV квартала 2021 г. при условии представления в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления о переходе на единый сельхозналог соответственно не позднее 3 мая 2021 г.4, 2 августа 2021 г.4 либо 1 ноября 2021 г.
Согласно пункту 2 статьи 345 Кодекса не вправе применять единый сельхозналог:
- организации — плательщики налога при УСН;
- резиденты свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».
Единый сельхозналог
В пункте 3 статьи 347 Кодекса конкретизировано, что процентная доля, являющаяся критерием для применения единого сельхозналога, рассчитывается с точностью до двух знаков после запятой. При этом подходы к ее определению в сравнении с 2020 г. не изменились.
В связи с отменой ЕНВД из пункта 2 статьи 345 Кодекса с 1 января 2021 г. исключено ограничение, в соответствии с которым не вправе применять единый сельхозналог организации в период применения ЕНВД и до конца календарного года, в котором его применение прекращено. Как отмечалось ранее, организации, являвшиеся в 2020 г. плательщиками ЕНВД, вправе перейти на применение единого сельхозналога при соблюдении установленного критерия процентной доли и представления в установленный срок в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления о переходе на данный особый режим налогообложения.
Также Законом № 72-З внесены изменения и дополнения, касающиеся порядка определения налоговой базы по единому сельхозналогу.
1. В подпункте 2.2 пункта 2 статьи 349 Кодекса детализированы суммы налога на добавленную стоимость (далее — НДС), которые не включаются в валовую выручку в целях исчисления единого сельхозналога. При этом подходы, действовавшие в 2020 г., не изменились.
Так, согласно названному подпункту в валовую выручку при расчете единого сельхозналога не включаются суммы НДС, исчисленные от выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с Кодексом (в том числе исчисленные согласно подп. 7.1 п. 7 ст. 129 Кодекса в связи с их излишним предъявлением). К таким суммам НДС не относятся:
- суммы НДС, указанные в подпункте 3.6 пункта 3 статьи 175 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3.6 пункта 3 статьи 175 Кодекса в состав внереализационных расходов включаются суммы НДС, исчисленные при отсутствии документов, обосновывающих:
- применение ставки НДС в размере 0 %, по истечении 180 календарных дней с даты:
- отгрузки товаров (включая произведенные из давальческого сырья и материалов) в государства — члены Евразийского экономического союза. Такие расходы отражаются на 181-й день с указанной даты;
- оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, — с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой). Такие расходы отражаются на 181-й день с указанной даты;
- проведения торгов по реализации пушно-мехового сырья, вывозимого из Республики Беларусь за пределы Российской Федерации. Такие расходы отражаются на 181-й день с указанной даты;
- освобождение от обложения НДС, по истечении 180 календарных дней с даты отгрузки лизингодателю товаров, указанных в подпункте 1.44 пункта 1 статьи 118 Кодекса. Такие расходы отражаются на 181-й день с указанной даты;
- суммы НДС, исчисленные с сумм увеличения налоговой базы согласно пункту 4 статьи 120 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 120 Кодекса налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):
- за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
- в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом. Налоговая база увеличивается у комиссионера в части дополнительной выгоды, причитающейся комиссионеру, у комитента — в части дополнительной выгоды, причитающейся комитенту;
- в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Организация с 1 января 2020 г. является плательщиком единого сельхозналога, отчетный период — календарный месяц. Указанной организацией 18 августа 2020 г. отгружена произведенная продукция растениеводства в Республику Казахстан. При этом документы, подтверждающие вывоз товара, у организации отсутствуют.
В связи с вышеизложенным организация обязана исчислить НДС в феврале 2021 г. (на февраль 2021 г. приходится 181-й день с даты отгрузки). При этом сумма исчисленного НДС не уменьшает валовую выручку для целей единого сельхозналога.
Организация «А» применяет единый сельхозналог с 1 января 2021 г., отчетный период — календарный месяц. Указанная организация 11 января 2021 г. отгрузила произведенную продукцию животноводства организации «Б». Согласно договору поставки оплата за отгруженный товар производится в течение 15 календарных дней с момента отгрузки (т.е. применительно к указанному примеру до 26 января 2021 г.). При этом в установленный договором поставки срок оплата за отгруженный товар не поступила.
В соответствии с условиями договора при нарушении срока оплаты организация «Б» выплачивает организации «А» штраф. Оплата за отгруженный товар и сумма штрафа за нарушение сроков оплаты поступили от организации «Б» в полном объеме 3 февраля 2021 г.
Согласно учетной политике организации «А» на 2021 г. моментом фактической реализации в отношении санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров признается день их получения. В связи с этим организации «А» следует увеличить налоговую базу НДС на сумму полученного штрафа в налоговой декларации (расчете) по НДС за февраль 2021 г. При этом сумма НДС, исчисленная с такого увеличения, не уменьшает налоговую базу единого сельхозналога.
2. В подпунктах 2.15 и 2.16 пункта 2 статьи 349 Кодекса расширен перечень возмещаемых ссудодателю, арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов, суммы которых не учитываются при определении валовой выручки в целях расчета единого сельхозналога, на услуги стационарной электросвязи и доступа к сети Интернет.
Организация «А» является плательщиком единого сельхозналога. Отчетный период — календарный месяц. Организацией заключен договор аренды помещения, согласно которому организация «А» (арендодатель) предоставляет организации «Б» (арендатору) за плату во временное владение и пользование изолированное помещение. При этом расходы арендодателя по коммунальным услугам, услугам электросвязи (телефону) возмещаются арендатором на основании счета с приложением копий документов, подтверждающих указанные расходы, которые представляет арендодатель.
В январе 2021 г. организацией «А» организации «Б» предъявлены к оплате:
- сумма арендной платы за январь 2021 г. в соответствии с договором аренды;
- сумма возмещения коммунальных платежей за декабрь 2020 г.;
- сумма возмещения за пользование услугами электросвязи (телефон) за декабрь 2020 г.
Перечисление вышеназванных сумм арендатором арендодателю произведено 28 января 2021 г.
Для целей исчисления единого сельхозналога в налоговую базу за январь 2021 г. организации «А» необходимо включить сумму арендной платы. Суммы возмещения коммунальных платежей и услуг электросвязи, перечисленные арендатором в 2021 г., в налоговую базу арендодателя не включаются.
3. С 1 января 2021 г. абзацем вторым части третьей пункта 5 статьи 349 Кодекса предусмотрено невключение в состав внереализационных доходов для целей исчисления единого сельхозналога сумм погашения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо невозможной (нереальной) для взыскания, если убытки от списания таких задолженностей не учитывались в составе затрат (расходов) при определении налоговой базы налога на прибыль. В противном случае такие суммы, как и прежде, будут учитываться при определении налоговой базы единого сельхозналога на основании части первой пункта 5 статьи 349 и подпункта 3.8 пункта 3 статьи 174 Кодекса.
В 2019 г. организация применяла общий порядок налогообложения, в связи с чем убыток от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности был учтен организацией при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 3.22 пункта 3 статьи 175 Кодекса.
С 1 января 2021 г. организация в установленном законодательством порядке перешла на применение единого сельхозналога, отчетный период — календарный месяц. В феврале 2021 г. организацией получены суммы в погашение вышеназванной дебиторской задолженности.
Следовательно, в феврале 2021 г. организация обязана включить в состав внереализационных доходов для целей исчисления единого сельхозналога суммы, поступившие ей в погашение дебиторской задолженности, поскольку убыток от списания этой дебиторской задолженности был учтен в 2019 г. при исчислении налога на прибыль.
С 2019 г. организация является плательщиком единого сельхозналога, отчетный период — календарный месяц. Убыток от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в 2019 г. не учитывался организацией при исчислении налога на прибыль.
В феврале 2021 г. организацией получены суммы в погашение вышеназванной дебиторской задолженности. При этом с учетом положений абзаца второго части третьей пункта 5 статьи 349 Кодекса, вступивших в силу с 1 января 2021 г., указанные суммы, поступившие организации в погашение дебиторской задолженности, не включаются в состав внереализационных доходов для целей исчисления единого сельхозналога, поскольку они не учитывались в составе затрат (расходов) при определении налоговой базы налога на прибыль в 2019 г.
В 2020 г. организация являлась плательщиком налога при УСН. В 2020 г. по дебиторской задолженности, образовавшейся у организации в 2017 г., истек срок исковой давности. Убыток от ее списания не учитывался организацией при исчислении налога на прибыль.
С 1 января 2021 г. организация применяет единый сельхозналог. В случае если в период применения единого сельхозналога организации поступят суммы в погашение вышеназванной дебиторской задолженности, то при определении налоговой базы единого сельхозналога такие суммы не будут учитываться.
4. С 1 января 2021 г. в соответствии с абзацем третьим части третьей пункта 5 статьи 349 Кодекса не включается в налоговую базу единого сельхозналога сумма арендной платы, причитающаяся к уплате физическому лицу — арендодателю, в том числе индивидуальному предпринимателю, являющаяся непогашенной задолженностью по истечении 12 месяцев с момента ее возникновения, если такая сумма арендной платы не учитывалась в составе затрат (расходов) при определении налоговой базы налога на прибыль.
Организация «А» с 1 января 2021 г. является плательщиком единого сельхозналога, отчетный период — календарный квартал. При этом в 2020 г. организация «А» применяла общий порядок налогообложения. Сумма арендной платы за январь 2020 г. была включена организацией «А» в состав затрат (расходов) при исчислении налога на прибыль в 2020 г.
В связи с вышеизложенным организация «А» при исчислении единого сельхозналога за I квартал 2021 г. обязана в расчет налоговой базы по данному налогу включить сумму арендной платы за январь 2020 г., по которой не погашена задолженность перед физическим лицом, на основании части первой пункта 5 статьи 349 и подпункта 3.36 пункта 3 статьи 174 Кодекса.
Организация «А» с 2020 г. является плательщиком единого сельхозналога, отчетный период — календарный квартал. Сумма арендной платы не включалась организацией «А» в состав затрат (расходов) при исчислении налога на прибыль в 2020 г.
В данной ситуации организация «А» с учетом положения абзаца третьего части третьей пункта 5 статьи 349 Кодекса, действующего с 1 января 2021 г., не учитывает в налоговой базе при исчислении единого сельхозналога за I квартал 2021 г. сумму арендной платы, по которой не погашена задолженность перед физическим лицом.
5. В частях четвертой–шестой пункта 5 статьи 349 Кодекса закреплен порядок включения в налоговую базу единого сельхозналога курсовых разниц. При этом в 2021 г. порядок включения в налоговую базу курсовых разниц аналогичен порядку, применяемому в 2020 г. Так, в 2020 г. при определении порядка включения в налоговую базу единого сельхозналога курсовых разниц следовало руководствоваться положениями Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 504 «О курсовых разницах», в которых содержался порядок, аналогичный порядку, указанному в частях четвертой–шестой пункта 5 статьи 349 Кодекса.
При этом обращаем внимание, что Указом Президента Республики Беларусь от 18 февраля 2021 г. № 51 (далее — Указ № 51) внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее — Указ № 159), которые распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г. и относятся к суммам разниц, образующимся по 31 декабря 2022 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь. Так, согласно названным изменениям и дополнениям суммы таких разниц организации вправе включать во внереализационные доходы, учитываемые при исчислении единого сельхозналога, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г.
Установленный Указом № 159 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом № 51) порядок включения курсовых разниц во внереализационные доходы не распространяется на курсовые разницы, образующиеся при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь.
6. Частью седьмой пункта 5 статьи 349 Кодекса установлено, что при определении внереализационных доходов для целей исчисления единого сельхозналога положения подпункта 4.23 пункта 4 статьи 174 Кодекса, введенного Законом № 72-З, не применяются.
Согласно подпункту 4.23 пункта 4 статьи 174 Кодекса в состав внереализационных доходов не включаются суммы курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, определяемых в порядке, установленном законодательством, возникших в связи с:
- осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Кодекса и иным положениям законодательства;
- получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.
Это означает, что курсовые разницы для исчисления единого сельхозналога включаются во внереализационные доходы согласно подпункту 3.20 пункта 3 статьи 174 Кодекса (без изъятия курсовых разниц, указанных в подп. 4.23 п. 4 ст. 174 Кодекса) с учетом порядка, определенного частями четвертой–шестой пункта 5 статьи 349 Кодекса, а в случае когда речь идет о разницах, образующихся при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, — также с учетом положений Указа № 51.
В случае перехода в календарном году с общего порядка налогообложения на единый сельхозналог суммы курсовых разниц, указанные в подпункте 4.23 пункта 4 статьи 174 Кодекса и образовавшиеся в период применения в календарном году общего порядка налогообложения, не включаются в состав внереализационных доходов для исчисления единого сельхозналога.
Кроме этого, для крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ), применяющих единый сельхозналог, с целью контроля за обоснованным применением КФХ данного особого режима налогообложения Законом № 72-З введено дополнение. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 384 Кодекса КФХ, являющиеся плательщиками единого сельхозналога, не освобождаются, как это было предусмотрено ранее, от обязанности представлять налоговую декларацию (расчет) по единому сельхозналогу в отношении деятельности по производству сельскохозяйственной продукции в течение 3 лет со дня государственной регистрации КФХ. То есть в течение указанных 3 лет КФХ, которые не имеют иных доходов, как выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, обязаны представлять однократно в год налоговую декларацию (расчет) по единому сельхозналогу исключительно в части отражения сведений, необходимых для подтверждения обоснованности применения такими плательщиками единого сельхозналога. Другими словами, такие КФХ должны заполнить строки 1–8 Раздела II «Другие сведения» налоговой декларации (расчета) по единому сельхозналогу5, представляемой за последний отчетный период (декабрь либо IV квартал) налогового периода. Срок представления такой налоговой декларации — не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным годом.
Первым налоговым периодом, на налоговую декларацию (расчет) за который распространяется данное нововведение, является 2021 г.
Кроме этого, для всех КФХ, независимо от применяемого ими режима налогообложения, пункт 2 статьи 384 Кодекса, содержащий перечень налогов, сборов (пошлин), от уплаты которых в отношении деятельности по производству сельскохозяйственной продукции в течение 3 лет со дня государственной регистрации они не освобождаются, дополнен транспортным налогом. Это значит, что указанный налог уплачивается всеми КФХ в общем порядке в соответствии с главой 281 Кодекса.
Сбор за осуществление деятельности
по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма
(далее — сбор) в части организаций
В пункте 1 статьи 373 Кодекса изменен термин «сельскохозяйственная организация» в целях применения организациями сбора. Так, под сельскохозяйственной организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции, у которого сумма выручки от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 50 % от общей суммы выручки.
Исходя из норм пункта 3 статьи 374 Кодекса организации, у которых за 2020 г. не соблюдается вышеуказанный критерий, не вправе применять сбор с 1 января 2021 г.
Кроме этого, пунктом 7 статьи 347 Кодекса определено, что признается сельскохозяйственной продукцией для целей сбора.
Сельскохозяйственной продукцией является:
- продукция растениеводства, которая в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83 (далее — классификатор), классифицируется в группах 01.1–01.3 (за исключением продукции цветоводства и декоративных растений);
- продукция животноводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 01.4;
- продукция рыбоводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 03.0 и получена в результате разведения, выращивания и содержания в искусственных условиях.
Услуги (работы), независимо от их классификации, не являются сельскохозяйственной продукцией.
Произведенной организацией сельскохозяйственной продукцией является сельскохозяйственная продукция:
- выращенная этой организацией;
- полученная этой организацией от продукции животноводства в процессе содержания ею такой продукции в живом весе;
- произведенная этой организацией из выращенной ею сельскохозяйственной продукции.
Производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и первичная переработка льна должны осуществляться на территории Республики Беларусь.
Ставка сбора увеличена до двух базовых величин.
Принимая во внимание, что уплата сбора производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года на последующий календарный год, то для плательщиков сбора, являющихся таковыми в соответствии со статьей 373 Кодекса, уплативших в установленный срок (до 28 декабря 2020 г.) сбор за 2021 г., частью второй пункта 6 статьи 2 Закона № 72-З установлена переходная норма. С учетом данной нормы такие плательщики обязаны доплатить сбор до двух базовых величин в срок не позднее 31 марта 2021 г.
Более того, согласно изменениям и дополнениям, внесенным Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2021 г. № 40 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» в Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма», которые вступили в силу с 7 февраля 2021 г. и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г., сбор уплачивается в отношении каждой агроэкоусадьбы.
Следует отметить, что осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма возможно на территории двух агроэкоусадеб, соответствующих требованиям абзаца четвертого пункта 12 Указа № 365 (ч. 4 п. 1 названного ранее Указа «О развитии агроэкотуризма»).
Осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (в том числе на территории второй агроэкоусадьбы) без уплаты сбора запрещается.
Если сельскохозяйственная организация осуществляет деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на территории одной агроэкоусадьбы и планирует осуществлять такую деятельность на территории второй агроэкоусадьбы, то такая сельскохозяйственная организация до заключения первого договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, предусматривающего оказание агроэкотуристам услуг на территории второй агроэкоусадьбы, обязана в отношении этой второй агроэкоусадьбы уплатить сбор в размере двух базовых величин.
Помимо уплаты сбора в отношении второй агроэкоусадьбы, на территории которой планируется осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, сельскохозяйственная организация также обязана направить письменное уведомление по форме, установленной Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, в районный исполнительный комитет по месту ее государственной регистрации, указав в нем вторую агроэкоусадьбу.
Применительно к таким особым режима налогообложения, как налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр, Законом № 72-З не вносились изменения в порядок их исчисления и уплаты.