Окончание. Начало в № 35 за 2021 год.
- в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» — в графе «Фамилия, подпись, личная печать лечащего врача (помощника врача, фельдшера)» фамилия лечащего врача (помощника врача, фельдшера) не заверена подписью либо отсутствует оттиск личной печати; в графе «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» не указана должность руководителя либо не проставлена его подпись, либо отсутствует оттиск личной печати в предусмотренных случаях.
Нарушен подпункт 50.17 пункта 50 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «Заключение о трудоспособности».
Нарушен подпункт 50.19 пункта 50 Инструкции № 1/1;
- в позиции листка нетрудоспособности «фамилия, подпись, личная печать лечащего врача (помощника врача, фельдшера)» не указана фамилия либо отсутствует подпись лечащего врача (помощника врача, фельдшера), закрывшего листок нетрудоспособности (справку).
Нарушен подпункт 50.21 пункта 50 Инструкции № 1/1;
- на оборотной стороне листка нетрудоспособности, представленного работающим инвалидом, в строке «особые отметки» ответственным лицом не внесена запись «инвалид I (II, III) группы».
Нарушен пункт 55 Инструкции № 1/1;
- пособие по временной нетрудоспособности (далее — пособие) назначено на основании справки о временной нетрудоспособности.
Нарушен пункт 3 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 (далее — Положение № 569);
- пособие по временной нетрудоспособности назначено при обращении за его назначением по истечении 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.
Нарушен пункт 4 Положения № 569;
- пособие по уходу за больным членом семьи назначено за период, совпавший с периодом нахождения ухаживающего лица в трудовом отпуске.
Нарушен пункт 6 Положения № 569;
- пособие назначалось за период, за который работнику начислялась заработная плата.
Нарушен подпункт 9.5 пункта 9 Положения № 569;
- пособие назначено за период отпуска без сохранения заработной платы.
Нарушен подпункт 9.6 пункта 9 Положения № 569;
- пособие по уходу за больным членом семьи назначено за период после прекращения выполнения работы по гражданско-правовому договору.
Нарушен подпункт 9.7 пункта 9 Положения № 569;
- пособие назначено по день установления инвалидности включительно, а также за период после установления инвалидности, следовало — до дня установления инвалидности.
Нарушен пункт 10 Положения № 569;
- пособие лицам, являющимся инвалидами (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием более чем на 60 календарных дней непрерывно, более чем на 90 календарных дней с перерывами в календарном году.
Нарушен пункт 11 Положения № 569;
- пособие по уходу за больным членом семьи, достигшим 14 лет, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях назначено более чем на 7 календарных дней по одному случаю заболевания.
Нарушен пункт 13 Положения № 569;
-
пособие по временной нетрудоспособности назначалось в размере менее чем минимальный размер пособия в месяц, а именно менее 50 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
-
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности неверно определено количество календарных дней для размера 80 % и 100 %;
-
пособие по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100 % среднедневного заработка, а следовало в размере 80 %;
-
пособие по временной нетрудоспособности было назначено в размере 80 % среднедневного заработка на период, когда следовало назначить в размере 100 % среднедневного заработка, так как случай нетрудоспособности является непрерывным;
-
в случае непрерывной временной нетрудоспособности для исчисления пособия по очередному листку нетрудоспособности определялся новый расчетный период (пособие назначалось как при новом случае).
Нарушен пункт 16 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности назначено исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности, следовало назначить в минимальном размере, так как обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие.
Нарушен пункт 17 Положения № 569;
-
пособие работнику, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющему льготы в соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», назначено в размере 80 % среднедневного заработка, а следовало назначить в размере 100 % среднедневного заработка с первого дня начала нетрудоспособности;
-
пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80 % среднедневного заработка, следовало назначить в размере 100 % среднедневного заработка.
Нарушен пункт 18 Положения № 569;
-
при нарушении режима, предписанного врачом, оплата произведена за все дни временной нетрудоспособности, включая дни неявки на прием, не удостоверенные листком нетрудоспособности;
-
при определении размера пособия не учитывался факт употребления алкоголя, нарушения режима, предписанного врачом;
-
пособие в случае заболевания, причиной которого явилось потребление алкоголя, назначено за первые 6 календарных дней временной нетрудоспособности.
Нарушен пункт 19 Положения № 569;
-
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за период, в который включен месяц наступления нетрудоспособности;
-
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, следовало — за 6 месяцев;
-
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности в заработок за расчетный период (6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие) включались выплаты по предыдущему месту работы;
-
пособие по временной нетрудоспособности назначено в минимальном размере, следовало назначить исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности.
Нарушен пункт 21 Положения № 569;
-
из числа календарных дней расчетного периода не исключены календарные дни трудового, социального отпусков, временной нетрудоспособности, дни отпуска без сохранения заработной платы, период нахождения на военных сборах с оплатой в размере среднедневного заработка;
-
из числа календарных дней расчетного периода исключались выходные и праздничные дни;
-
из числа календарных дней расчетного периода исключены праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, а также периоды прогулов;
-
из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в которых были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, а не сами периоды.
Нарушен пункт 22 Положения № 569;
- в случаях, когда число календарных дней расчетного периода составило менее 30, пособие исчислено из среднедневного заработка, следовало исчислить из тарифной ставки (тарифного оклада), установленной (ого) на день возникновения права на пособие.
Нарушен пункт 23 Положения № 569;
-
в заработок для исчисления пособия излишне включались суммы среднего заработка за период трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;
-
в заработок для исчисления пособия работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (суммы поощрения к грамоте, материальной помощи);
-
в заработок для исчисления пособия не включались выплаты, надбавки, которые следовало включать (надбавка к окладу, доплата по контракту, ежемесячная премия, в том числе выплаченная из внебюджетного источника);
-
в заработок для исчисления пособия премии и иные выплаты учитывались не пропорционально отработанному времени (если месяц, в котором выплачена премия или иная выплата, отработан не полностью).
Нарушен пункт 24 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности исчислено за большее или меньшее число календарных дней, чем количество календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности.
Нарушен пункт 25 Положения № 569;
-
пособие работнику, работающему по гражданско-правовому договору, исчислено как работающему по трудовому договору;
-
неверно учтены суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и количество календарных дней для исчисления среднедневного заработка;
-
неверно исчислено пособие работнику, выполняющему работу по гражданско-правовому договору. Вознаграждение за выполненную работу по данному гражданско-правовому договору выплачено после возникновения права на пособие. Следовало пособие исчислить из размера среднедневного вознаграждения, выплаченного после возникновения права на пособие и уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда с данного вознаграждения;
-
пособие работнику, работающему по гражданско-правовому договору, назначено и выплачено в случае, когда временная нетрудоспособность наступила после окончания выполнения работ по гражданско-правовому договору.
Нарушен пункт 27 Положения № 569;
- пособие назначено и выплачено в случае, когда временная нетрудоспособность наступила после объявления простоя.
- доплата (разница между размерами выплаченного пособия по беременности и родам за период, удостоверенный листком (листками) нетрудоспособности, и размером пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, исчисленного за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам) произведена в период, установленный листком нетрудоспособности по беременности и родам, без назначения матери или отцу, другому родственнику или члену семьи ребенка пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Нарушен пункт 30 Положения № 569;
- пособия не назначены по каждому месту работы (по основному месту работы и по гражданско-правовым договорам у данного нанимателя).
Нарушен пункт 31 Положения № 569.
Указанные нарушения привели к переплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые в соответствии с пунктом 38 Положения № 569 органами фонда не принимаются к зачету, а также к недоплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые подлежат доплате. На основании пункта 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 (тип формы — исходная) за соответствующий отчетный период, которая откорректирует ранее представленные данные в части размеров пособий по временной нетрудоспособности (откорректированные сведения отражаются в месяцах, в которых были допущены ошибки, остальные данные повторяются в таком же виде, как они были заполнены в ранее представленной форме ПУ-3). В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (переплаченные суммы не удержаны с получателя пособий) данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и соответственно включить в корректирующую форму ПУ-3 (тип формы — исходная).
При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений (в оформлении листков нетрудоспособности) в срок, установленный органом фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом фонда при проведении предыдущего мониторинга.
3. Нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающему ребенка-инвалида до 18 лет
Свободный от работы день в месяц не предоставлялся (отработаны все дни по графику работы), а оплата свободного от работы дня в месяц производилась.
Нарушен пункт 10 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. № 34;
-
размер сохраняемого среднего дневного заработка исчислен из заработной платы, начисленной работнику не за два календарных месяца работы, предшествующих месяцам, в которых представлялись свободные от работы дни;
-
при исчислении среднего заработка в расчет включались суммы среднедневного заработка, сохраняемого за время предоставления свободного дня в месяц, и в то же время не включалась ежемесячная премия;
-
оплата произведена из расчета среднечасового заработка работнику, учет рабочего времени которого ведется в днях, а не среднедневного.
Нарушен пункт 18 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47.
4. Нарушения при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление
При расчете частичной доплаты за путевку неверно определен ее размер в процентах от полной стоимости;
- размер частичной доплаты за путевку рассчитан не от полной стоимости путевки, указанной в документах.
Нарушен пункт 4 Указа Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»;
-
при обращении за получением путевки в детский санаторий не представлена справка с места работы другого родителя о не выделении путевки на детей в текущем году;
-
работнику, сопровождающему инвалида I группы, путевка выдана при отсутствии заключения ВКК о необходимости такого сопровождения.
Нарушен пункт 8 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее — Положение № 542);
-
неверно определялся размер денежного дохода (не включены пенсия по возрасту, сумма выплат за работу по внешнему совместительству);
-
размер среднемесячного денежного дохода определен за 12 календарных месяцев, не предшествующих месяцу выдачи путевки;
-
при определении размера платы за путевку размер начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь применен не за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки.
Нарушен пункт 15 Положения № 542;
- плата за путевку, приобретенную за счет средств государственного социального страхования, несвоевременно перечислялась в бюджет фонда.
Нарушен пункт 16 Положения № 542.
На основании пунктов 15, 16, 17 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляются пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.
5. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение
Пособие выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти.
Нарушена статья 32 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З «О погребении и похоронном деле»;
- пособие выплачено на основании копии справки о смерти.
Нарушен пункт 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 585.
Правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования
1. По представлению формы ПУ-1 «Анкета застрахованного лица»:
- не была представлена форма ПУ-1 «Анкета застрахованного лица» на застрахованное лицо в случае изменения фамилии при вступлении в брак.
Нарушен пункт 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 июня 2014 г. № 7 (далее — Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ).
2. По сведениям о приеме и увольнении по форме ПУ-2 (далее — форма ПУ-2) установлено:
-
по застрахованным лицам, принятым на работу и уволенным с работы по внутреннему совместительству, сведения в разделе 3 формы ПУ-2 в установленном порядке не представлены;
-
неверно представлены сведения по застрахованным лицам, принятым и (или) уволенным с работы по основному месту работы, по внешнему совместительству;
-
сведения по застрахованному лицу, работавшему на условиях внешнего совместительства, представлены как по работавшему по основному месту работы;
-
не представлены сведения о переводе застрахованных лиц на другую должность;
-
несоответствие данных, отраненных в форме ПУ-2, данным, указанным в приказах (распоряжениях) о приеме на работу и (или) увольнении с работы.
Нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;
- непредставление и (или) представление формы ПУ-2 с нарушением установленного срока.
Нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837 (далее — Правила).
3. По форме ПУ-3 установлено:
- непредставление и (или) представление формы ПУ-3 с нарушением установленного срока.
Нарушен пункт 16 Правил;
-
в форме ПУ-3 суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражены не в тех месяцах, за которые они начислены; суммы премий и материальной помощи отражены не в тех месяцах, в которых они начислены;
-
не отражены (неверно отражены) выплаты, произведенные по гражданско-правовым договорам;
-
неправомерно отражены суммы обязательных страховых взносов на пенсионное страхование (28 %) работающему инвалиду II группы;
-
суммы заработной платы и иных выплат, отраженные в форме ПУ-3, не соответствуют суммам, указанным в бухгалтерских документах;
-
в форме ПУ-3 в графе «Сумма выплат (дохода), на которые начисляются страховые взносы» отражены выплаты, на которые в соответствии с законодательством не начисляются обязательные страховые взносы;
-
в форме ПУ-3 в графе «Сумма пособий по временной нетрудоспособности» включены суммы пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пособий в связи с рождением ребенка, пособий женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.
Нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.
4. По форме ПУ-6 установлено:
-
в форме ПУ-6 отражались выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование;
-
в форме ПУ-6 не отражались суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленные работникам в связи с их занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда.
Нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;
-
некорректно отражались в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 периоды занятости в особых условиях труда (в периоды работы с особыми условиями труда включены выходные дни, следовавшие за днями, когда работник не работал в особых условиях труда либо находился на больничном листе; периоды занятости в особых условиях труда указаны не в соответствии с занятостью на рабочем месте, которая подтверждается табелем учета рабочего времени; в периоды работы с особыми условиями труда включены дни, когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня);
-
из периодов работы с особыми условиями труда необоснованно исключались периоды очередных отпусков, которые следовали непосредственно после работы в особых условиях труда, праздничные и выходные дни, следовавшие за периодом (днем), в котором работник был занят на работе в особых условиях труда и подлежал профессиональному пенсионному страхованию.
Нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде наложения штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Правильность заполнения и своевременность представления отчетности
В отчетах формы 4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — отчет):
- суммы задолженности плательщика фонду не соответствовали данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 69 (171) «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Нарушен пункт 3 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2017 г. № 152; пункт 3 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2018 г. № 83 (далее — Указания № 83); пункт 3 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 ноября 2019 г. № 62 (далее — Указания № 62);
- в строке 02 отчета не отражена среднесписочная численность застрахованных работников, являющихся инвалидами II группы.
Нарушен пункт 6 Указаний № 83;
- по строке 04 отчета «Общая начисленная сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются обязательные страховые взносы» имеются расхождения с данными бухгалтерского учета.
Нарушен пункт 8 Указаний № 62;
- в строке 05 отчета не отражена сумма выплат, начисленная работающим инвалидам II группы, на которую начисляются обязательные страховые взносы.
Нарушен пункт 9 Указаний № 83;
- по строке 08 отчета «Начисленные обязательные страховые взносы» имеются расхождения с данными бухгалтерского учета.
Нарушен пункт 12 Указаний № 62;
- по строке 11 отчета неверно отражена сумма частичной доплаты за выделенные работникам путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования, вносимая наличными в кассу плательщика.
Нарушен пункт 15 Указаний № 83;
- по строке 15 отчета неверно отражались суммы расходов, произведенных плательщиком за счет средств бюджета фонда.
Нарушен пункт 19 Указаний № 62;
- по строке 21 отчета неверно отражено количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены соответствующие пособия.
Нарушен пункт 23 Указаний № 62;
- излишне отражены расходы, произведенные за счет средств бюджета фонда.
Нарушены пункты 3, 19 Указаний № 62;
- расходы, произведенные за счет средств бюджета фонда, разнесены не за соответствующие месяцы отчетного квартала.
Нарушен пункт 19 Указаний № 62;
- недостоверно отражено количество дней пособий по беременности и родам, за которые начислены пособия, и недостоверно отражены суммы начисленных пособий по беременности и родам с начала отчетного периода.
Нарушен пункт 23 Указаний № 83;
- данные РАЗДЕЛА IV «Использование средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» отчета в части количества дней нетрудоспособности, количества и видов пособий, сумм пособий не соответствуют данным бухгалтерского учета плательщиков о фактически произведенных расходах.
Нарушен пункт 24 Указаний № 62;
- неверно отражено количество и сумма выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Нарушен пункт 26 Указаний № 62.
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде наложения штрафа в размере до двадцати базовых величин.
По информации официального сайта
Фонда социальной защиты населения Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь https://www.ssf.gov.by