Систему уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) вправе применять индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). С 1 января 2019 г. данная система налогообложения не является обязательной для применения индивидуальными предпринимателями.
При применении системы уплаты единого налога индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность. При этом под осуществлением деятельности в целях уплаты единого налога понимаются действия плательщика, направленные на реализацию товаров (работ, услуг), включая принятие заказа на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также иные аналогичные действия, направленные на реализацию товаров (работ, услуг).
При осуществлении отдельных видов деятельности единый налог исчисляется индивидуальными предпринимателями исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте по месту постановки индивидуальных предпринимателей на учет в налоговом органе.
К таким видам деятельности относятся:
-
деятельность такси, деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта, не включенного в другие группировки, деятельность пассажирского речного транспорта, деятельность грузового речного транспорта, деятельность грузового автомобильного транспорта;
-
розничная торговля с использованием сети Интернет через интернет-магазины определенной группой товаров;
-
деятельность по чистке и уборке, деятельность, способствующая выращиванию сельскохозяйственных культур и разведению животных, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
-
иные виды услуг и работ, облагаемые единым налогом и осуществляемые в дистанционной форме посредством сети Интернет (например, репетиторство, разработка веб-сайтов, обучение работе на персональном компьютере).
Налоговая база единого налога определяется индивидуальными предпринимателями исходя из осуществляемых видов деятельности и (или) количества торговых объектов, торговых мест, объектов общественного питания, обслуживающих объектов, валовой выручки, а также продолжительности отчетного периода. Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность.
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 343 НК единый налог уплачивается:
-
не позднее 1-го числа каждого календарного месяца, в котором индивидуальными предпринимателями осуществляется деятельность;
-
индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими деятельность с момента государственной регистрации, а также при розничной торговле в отчетном периоде товарами на торговых местах, выставках-продажах, ярмарках, в развозной и разносной торговле менее пятнадцати дней в календарном месяце — не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности, в том календарном месяце, в котором ими впервые в отчетном периоде осуществляется деятельность, а за иные месяцы осуществления деятельности — не позднее 1-го числа каждого последующего месяца осуществления деятельности в отчетном периоде.
Сумма единого налога рассчитывается исходя из ставок единого налога, установленных за месяц. Исчисление единого налога за 2020 г. производится в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее — Закон):
- по наименьшим ставкам, определяемым исходя из ставок, установленных решениями областных и Минского городского Советов депутатов, действовавшими в декабре 2018 г., либо из ставок, установленных в приложении 24 к НК с учетом новых принятых областными и Минским городским Советами депутатов решений (при их принятии);
- в отношении новых видов деятельности, по которым ставки единого налога в 2018 г. не были установлены, — по ставкам, установленным в приложении 24 к НК с учетом новых принятых областными и Минским городским Советами депутатов решений (при их принятии).
Законодательством предусмотрены случаи, в которых индивидуальным предпринимателям следует осуществлять доплату единого налога. Основания для доплаты единого налога в каждом конкретном случае различны. Рассмотрим эти случаи подробнее.
В соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК при превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период без учета норм пунктов 1 и 2 статьи 340 НК, т.е. без учета льгот, индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере 5 % с суммы такого превышения.
То есть основанием для доплаты единого налога является превышение размера валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога. Доплата должна быть произведена в соответствии с пунктом 3 статьи 343 НК:
-
в отношении суммы превышения, образовавшейся в I квартале текущего налогового периода, — не позднее 1 июля текущего налогового периода;
-
в отношении суммы превышения, образовавшейся во II квартале текущего налогового периода, — не позднее 1 октября текущего налогового периода;
-
в отношении суммы превышения, образовавшейся в III квартале текущего налогового периода, — не позднее 1 января следующего налогового периода;
-
в отношении суммы превышения, образовавшейся в IV квартале текущего налогового периода, — не позднее 1 апреля следующего налогового периода.
По общему правилу налоговая декларация (расчет) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — декларация по единому налогу) представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода по форме согласно приложению 17 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» и включает в себя две части.
Часть I предусмотрена для расчета суммы единого налога в разрезе каждого календарного месяца отчетного квартала.
Часть II предусмотрена для расчета доплаты единого налога в соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК и заполняется без нарастающего итога с начала года за соответствующий отчетный период. В данном случае декларация по единому налогу представляется:
-
в отношении суммы превышения, образовавшейся в I квартале текущего налогового периода, — не позднее 1 июля текущего налогового периода;
-
в отношении суммы превышения, образовавшейся во II квартале текущего налогового периода, — не позднее 1 октября текущего налогового периода;
-
в отношении суммы превышения, образовавшейся в III квартале текущего налогового периода, — не позднее 1 января следующего налогового периода;
-
в отношении суммы превышения, образовавшейся в IV квартале текущего налогового периода, — не позднее 1 апреля следующего налогового периода.
Например, при заполнении декларации по единому налогу за IV квартал 2020 г., которая подается не позднее 1 октября, указывается валовая выручка, полученная индивидуальным предпринимателем за II квартал 2020 г.
Следует отметить, что на основании пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143) рядом областных Советов депутатов приняты решения об уменьшении в 2 раза в течение II и III кварталов 2020 г. размера применяемых в этот период ставок единого налога. О применении норм пункта 3 Указа № 143 Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь было подготовлено письмо от 29 мая 2020 г. № 3-1-9/01152*, в котором разъяснен порядок применения этих решений и заполнения уточненных деклараций по единому налогу. Также было разъяснено, как определяется сорокакратная сумма единого налога, предусмотренная пунктом 14 статьи 342 НК.
Так, уменьшение ставок единого налога, предусмотренное решениями Советов депутатов, является одним из видов льгот. Уменьшение размера ставок единого налога, предусмотренное решениями Советов депутатов, применяется к ставкам единого налога, исходя из которых в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона производятся исчисление и уплата единого налога в 2020 г.
При расчете индивидуальными предпринимателями доплаты единого налога за II и III кварталы 2020 г. определение сорокакратной суммы единого налога, предусмотренной пунктом 14 статьи 342 НК, производится исходя из размера ставок единого налога, определяемых в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона, без учета уменьшения размера ставок, предусмотренного решениями Советов депутатов.
Индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога. Во II квартале 2020 г. (с 01.04.2020 по 30.06.2020) оказывал парикмахерские услуги через обслуживающий объект на территории г. Минска. Воспитывает троих детей в возрасте до 18 лет, имеется удостоверение многодетной семьи. Индивидуальный предприниматель имеет право на льготу в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 340 НК, т.е. на снижение ставки единого налога на 20 %. Ставка единого налога, определяемая в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона, составляет 99,00 руб. Размер валовой выручки за II квартал 2020 г. составил 14 700,00 руб.
При представлении декларации по единому налогу за IV квартал 2020 г. по сроку 01.10.2020 индивидуальный предприниматель:
-
исчислит единый налог за каждый месяц IV квартала 2020 г. (октябрь, ноябрь, декабрь) с применением льготы, предусмотренной статьей 340 НК, в размере 79,20 руб. (99,00 руб. × 0,8, где 0,8 — коэффициент льготы, рассчитанный по следующей формуле: 1 – 20 / 100 (20 — размер льготы в %));
-
для расчета доплаты единого налога укажет валовую выручку за II квартал 2020 г. — 14 700,00 руб., начисленную сумму единого налога за II квартал 2020 г. без учета льготы — 297,00 руб. (99,00 руб. × 3 мес.).
В пункте 8 листа 4-n части II декларации по единому налогу предприниматель укажет:
-
отчетный период — 2 квартал 2020 г.;
-
в строке 1 — валовую выручку 14 700,00 руб., в том числе в строке 1.3 — выручку от реализации работ, услуг — 14 700,00 руб.;
-
в строке 2 — начисленную сумму единого налога за II квартал 2020 г. — 297,00 руб. (показатель данной строки рассчитывается по формулам, приведенным в п. 107 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2);
-
в строке 3 — сорокакратную сумму исчисленного единого налога — 11 880,00 руб. (40 х 297,00 руб.);
-
в строке 4 — сумму превышения полученной выручки над сорокакратной суммой исчисленного единого налога — 2 820,00 руб. (14 700,00 – 11 880,00);
-
в строке 5 — единый налог к доплате — 141,00 руб. (2 820,00 х 5 / 100).
Доплату единого налога в размере 141,00 руб. следует произвести по сроку не позднее 01.10.2020.
Индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога. Во II квартале 2020 г. (с 01.04.2020 по 30.06.2020) оказывал парикмахерские услуги через обслуживающий объект на территории г. Витебска без привлечения наемных работников. Ставка единого налога, определяемая в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона, составляет 104,00 руб.
В соответствии с решением Витебского областного Совета депутатов от 12 мая 2020 г. № 157 размер ставок единого налога, применяемых во II и III кварталах 2020 г., уменьшен в два раза.
Плательщик не имеет права на льготы, предусмотренные статьей 340 НК, но за II квартал 2020 г. (за апрель, май и июнь) воспользовался льготой в виде уменьшения размера ставок единого налога, предусмотренной решением Витебского областного Совета депутатов от 12 мая 2020 г. № 157. С учетом указанной льготы размер единого налога за апрель составил 52,00 руб., за май — 52,00 руб., за июнь — 52,00 руб. Размер валовой выручки за II квартал 2020 г. составил 12 600,00 руб.
В рассматриваемой ситуации при исчислении доплаты единого налога за II квартал 2020 г. не учитывается уменьшение размера ставок единого налога, предусмотренное решением Витебского областного Совета депутатов от 12 мая 2020 г. № 157.
При представлении декларации по единому налогу за IV квартал 2020 г. по сроку 01.10.2020 индивидуальный предприниматель:
-
исчислит единый налог за каждый месяц IV квартала 2020 г. (октябрь, ноябрь, декабрь) — 104,00 руб.;
-
для расчета доплаты единого налога укажет валовую выручку за II квартал 2020 г. — 12 600,00 руб., начисленную сумму единого налога без учета льготы — 312,00 руб. (104,00 руб. × 3 мес.).
В пункте 8 листа 4-n части II декларации по единому налогу предприниматель укажет:
-
отчетный период — 2 квартал 2020 г.;
-
в строке 1 — валовую выручку 12 600,00 руб., в том числе в строке 1.3 — выручку от реализации работ, услуг — 12 600,00 руб.;
-
в строке 2 — начисленную сумму единого налога за II квартал 2020 г. — 312,00 руб.;
-
в строке 3 — сорокакратную сумму исчисленного единого налога — 12 480,00 руб. (40 х 312,00 руб.);
-
в строке 4 — сумму превышения полученной выручки над сорокакратной суммой исчисленного единого налога — 120,00 руб. (12 600,00 – 12 480,00);
-
в строке 5 — единый налог к доплате — 6,00 руб. (120,00 х 5 / 100).
Доплату единого налога в размере 6,00 руб. следует произвести по сроку не позднее 01.10.2020.
Доплата единого налога также может образоваться у индивидуальных предпринимателей, уплативших в 2020 г. единый налог и перешедших в соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2 Указа № 143 в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения, но при условии превышения размера валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога.
Индивидуальный предприниматель являлся плательщиком единого налога в 2019 г. и в 2020 г. продолжил применять систему уплаты единого налога. Индивидуальный предприниматель оказывает парикмахерские услуги через обслуживающий объект на территории г. Минска. Ставка единого налога, определяемая в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона, в 2020 г. составила 99,00 руб. Плательщик не имеет права на льготы, предусмотренные статьей 340 НК.
Индивидуальным предпринимателем — плательщиком единого налога 31.03.2020 представлена декларация по единому налогу за II квартал 2020 г., в которой указаны месяцы осуществления деятельности: апрель, май, июнь. В установленные сроки произведена уплата единого налога.
Индивидуальным предпринимателем 15.06.2020 в налоговый орган по месту постановки на учет по установленной форме представлено уведомление о переходе на УСН с 01.06.2020. Одновременно плательщиком внесены изменения в декларацию по единому налогу за II квартал 2020 г. в части июня 2020 г. Размер валовой выручки за апрель–май 2020 г. составил 8 100,00 руб. Сорокакратный размер исчисленного единого налога за апрель-май 2020 г. составит 7 920,00 руб. (40 × (99,00 + 99,00)).
В рассматриваемой ситуации индивидуальному предпринимателю необходимо по сроку 01.10.2020 представить декларацию по единому налогу, заполнив только часть II для расчета доплаты единого налога в соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК.
То есть в пункте 8 листа 4-n части II декларации по единому налогу предприниматель укажет:
-
отчетный период — 2 квартал 2020 г.;
-
в строке 1 — валовую выручку 8 100,00 руб., в том числе в строке 1.3 — выручку от реализации работ, услуг — 8 100,00 руб.;
-
в строке 2 — начисленную сумму единого налога за II квартал 2020 г. — 198,00 руб. (99,00 + 99,00);
-
в строке 3 — сорокакратную сумму исчисленного единого налога — 7 920,00 руб. (40 х (99,00 + 99,00));
-
в строке 4 — сумму превышения полученной выручки над сорокакратной суммой исчисленного единого налога — 180,00 руб. (8 100,00 – 7 920,00);
-
в строке 5 — единый налог к доплате — 9,00 руб. (180,00 х 5 / 100).
Доплату единого налога в размере 9,00 руб. следует произвести по сроку не позднее 01.10.2020.
Доплата единого налога также может производиться в соответствии с пунктом 2 статьи 343 НК.
Так, если в периоде, за который уплачен единый налог, изменяются условия осуществления деятельности, индивидуальными предпринимателями производится не позднее рабочего дня, предшествующего дню таких изменений, доплата разницы между суммой этого налога, исчисленной исходя из новых условий, и уплаченной суммой единого налога.
То есть основанием для доплаты единого налога является изменение условий осуществления предпринимательской деятельности. Это могут быть появление дополнительного торгового, обслуживающего объекта, осуществление нового вида деятельности и т.п. При этом в соответствии с пунктом 29 статьи 342 НК индивидуальными предпринимателями представляется в налоговые органы декларация по единому налогу с внесенными изменениями не позднее рабочего дня, предшествующего дню изменения условий деятельности.
Индивидуальный предприниматель оказывает парикмахерские услуги в арендованном обслуживающем объекте. 01.10.2020 индивидуальный предприниматель представил декларацию по единому налогу за IV квартал 2020 г., в которой исчислил единый налог за каждый месяц IV квартала 2020 г. (ставка единого налога — 99,00 руб.), для расчета доплаты единого налога указал валовую выручку за II квартал 2020 г. (лист 4-n).
С 15.10.2020 планирует осуществлять розничную торговлю косметическими товарами (средствами по уходу за волосами) в этом же обслуживающем объекте. Ставка единого налога при осуществлении розничной торговли — 107,00 руб.
В данном случае индивидуальному предпринимателю следует не позднее 14.10.2020 представить декларацию по единому налогу с внесенными изменениями за IV квартал 2020 г., в которой:
-
на титульном листе в строках «Внесение изменений и (или) дополнений в часть I налоговой декларации (расчета)», «Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет):» и «в соответствии с пунктом 29 статьи 342 Налогового кодекса Республики Беларусь» проставить знак «Х»;
-
помимо листа 2-услуги-1 заполнить лист 2-торговля-общественное питание-1;
-
заполнить лист 3;
-
заполнить лист 4-n.
Доплатить единый налог по сроку 14.10.2020.
Еще один случай доплаты единого налога предусмотрен пунктом 3 статьи 336 НК и связан с декларированием физическими лицами доходов и имущества.
Следует отметить, что в статье 7 Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» предусмотрены случаи, когда физические лица по письменному требованию налоговых органов обязаны представить декларацию о доходах и имуществе по форме согласно приложению к Положению о порядке истребования налоговым органом декларации о доходах и имуществе, осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № 516. Пунктом 1 статьи 19 НК установлено, что белорусским индивидуальным предпринимателем признается физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь. То есть индивидуальные предприниматели представляют данную декларацию как физические лица.
Так, при указании в декларации о доходах и имуществе или пояснениях, представленных по требованию налогового органа, в качестве источников, за счет которых было приобретено имущество, доходов, полученных от деятельности, при осуществлении которой уплачивается единый налог, в размерах, превышающих десятикратный размер уплаченного за определенный период единого налога, плательщиком производится доплата единого налога в размере 10 % от суммы такого превышения. Исчисление суммы доплаты единого налога производится налоговым органом не позднее дня, следующего за днем завершения камеральной проверки по вопросу соблюдения законодательства о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов. Доплата единого налога производится в тридцатидневный срок со дня вручения плательщику — физическому лицу извещения налогового органа (п. 3 ст. 336 НК).
Доходы, полученные от деятельности, при осуществлении которой уплачивается единый налог, указываются в подпункте 3.3 пункта 3 раздела I декларации о доходах и имуществе. Следует обратить внимание, что в декларации о доходах и имуществе указывается фактически полученный доход, который индивидуальный предприниматель определяет самостоятельно. Так, для целей декларирования доходов и имущества в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Инструкции о порядке заполнения физическими лицами деклараций о доходах и имуществе, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 января 2008 г. № 1, под фактически полученным в определенном календарном году доходом понимается доход, полученный физическим лицом — плательщиком единого налога от занятия им предпринимательской деятельностью, облагаемой единым налогом, за вычетом понесенных в данном периоде расходов, связанных с осуществлением им такой деятельности, в том числе с уплатой налогов, сборов (пошлин), с приобретением товара (выполнением работ, оказанием услуг), и прочих расходов.
Как такового учета расходов индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога не ведут. Однако индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог:
- ведут учет валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), по которым уплачивается единый налог, а также учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств — членов Евразийского экономического союза. Форма и порядок ведения такого учета установлены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов»;
-
исполняют обязанности налоговых агентов, в том числе удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК;
-
исчисляют и перечисляют в бюджет налог на добавленную стоимость в порядке, установленном НК, по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
-
составляют первичные учетные документы по правилам, установленным законодательством для индивидуальных предпринимателей, ведущих учет доходов и расходов, если иное не установлено законодательством.
Таким образом, для самостоятельного определения фактически полученного дохода индивидуальным предпринимателем может быть использована вышеуказанная информация.
В заключение следует отметить, что основанием для доплаты единого налога также могут являться:
-
акт проверки налоговым органом деятельности индивидуального предпринимателя;
-
выявление в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 73 НК в ходе предварительного, последующего этапов камеральной проверки неполноты сведений, ошибок в налоговой декларации (расчете);
-
самостоятельная корректировка налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога до назначения проверки;
-
самостоятельная корректировка налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в связи с обнаружением неполноты сведений и ошибок, например арифметических.