Одним из направлений деятельности налоговых органов является выявление и пресечение незаконной минимизации налоговых обязательств.
Незаконная налоговая оптимизация может представлять собой не только прямое нарушение законодательства, но и действия, формально не запрещенные, но являющиеся по своему экономическому содержанию злоупотреблением правом или совершением притворных сделок с целью получения налоговой выгоды.
Налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных нормами статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь.
При наличии оснований, установленных нормами статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) определяются исходя из фактических сведений об объектах налогообложения, и (или) фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций, и (или) имеющихся данных об их совершении при возможности их установления, в том числе на основании документов (информации, материалов), представленных плательщиком, государственными органами, иными организациями и физическими лицами.
В представленном материале рассмотрены некоторые примеры корректировки налоговой базы по результатам проверок с выявленными схемами использования индивидуальных предпринимателей в целях уклонения от уплаты налогов.