Общее решение, или О взимании в ЕАЭС налога на добавленную стоимость при оказании услуг в электронной форме с 1 апреля
Как сообщают в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС), с 4 марта 2024 г. вступил в силу Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме (подписан 9 декабря 2022 г. в г. Бишкеке; далее соответственно — Протокол, Договор о ЕАЭС). Согласно этому документу Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющийся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол № 18), дополнен Порядком взимания налога на добавленную стоимость при оказании услуг в электронной форме (далее — Порядок взимания НДС). Новации евразийского законодательства будут применяться уже с 1 апреля 2024 г.
Стоит отметить, такой объект налогообложения НДС, как услуги в электронной форме, появился в стране в 2018 г. — с началом действия соответствующих норм Закона Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». И вот теперь начинают применяться положения, являющиеся общими для пятерки стран-интеграторов. Заглянем в сам документ, а также в перечень услуг в электронной форме (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 27 сентября 2023 г. № 97) и выделим ключевые аспекты, которые важно понимать плательщикам НДС, работающим в сфере оказания услуг в электронной форме.
Дополненная редакция Протокола № 18 дает определение тому, что признается услугами в электронной форме. Так, согласно абзацу двадцать второму пункта 2 Протокола № 18 под услугами в электронной форме понимаются услуги, которые оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через сеть Интернет, оказание которых невозможно без использования информационных технологий и перечень которых утверждается Советом Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК).
Данный перечень электронных услуг применяется с 1 апреля 2024 г. и включает такие услуги, как:
1) предоставление через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе сеть Интернет (далее — информационные сети), прав на использование программного обеспечения (ПО) для любых видов электронных устройств (включая компьютерные игры, в том числе онлайн-игры, за исключением запрещенных в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС покупателя), баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
2) оказание рекламных услуг в информационных сетях, в том числе с использованием ПО для любых видов электронных устройств и баз данных, функционирующих в информационных сетях, а также предоставление в информационных сетях рекламной площади (пространства);
3) оказание услуг по размещению в информационных сетях предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
4) оказание через информационные сети услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с использованием информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в информационных сетях, в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
5) обеспечение и (или) поддержание присутствия в информационных сетях для личных целей или в целях осуществления предпринимательской (коммерческой) деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в информационных сетях), обеспечение доступа к ним других пользователей информационных сетей, предоставление пользователям возможности их модификации;
6) хранение и обработка информации (при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через информационные сети);
7) предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
8) предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
9) оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в информационных сетях;
10) оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через информационные сети, при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационные сети (включая сводки фондовых бирж в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
11) предоставление через информационные сети прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через информационные сети, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через информационные сети;
12) оказание услуг заказчику по поиску и (или) предоставлению ему информации о потенциальных покупателях;
13) предоставление доступа к поисковым системам в информационных сетях;
14) оказание услуг по ведению статистики на сайтах в информационных сетях.
При оказании услуг в электронной форме субъектом хозяйствования одного государства — члена ЕАЭС покупателю другого государства — члена ЕАЭС НДС взимается в государстве — члене ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель таких услуг. Критерии определения места осуществления деятельности покупателя услуг в электронной форме (места реализации услуг) установлены пунктами 5–8 Порядка взимания НДС.
Как указывают в налоговой службе, в целях обеспечения уплаты НДС пунктами 9 и 10 Порядка взимания НДС закреплена обязанность продавца государства — члена ЕАЭС, оказывающего услуги в электронной форме покупателю, местом реализации которых признается территория другого государства — члена ЕАЭС, встать на учет в налоговом органе этого другого государства — члена ЕАЭС.
Соответственно белорусские организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), оказывающие услуги покупателям, местом осуществления деятельности которых является иное государство — член ЕАЭС, обязаны встать на учет в налоговом органе этого другого государства — члена ЕАЭС и производить исчисление и уплату НДС в бюджет этого другого государства — члена ЕАЭС.
В свою очередь, иностранные организации и ИП (государств — членов ЕАЭС) в отношении услуг в электронной форме, оказываемых физическим лицам (в том числе ИП), местом реализации которых является Республика Беларусь, обязаны:
- встать на учет в инспекции МНС по г. Минску (подп. 1.7 п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — НК);
- ежеквартально производить исчисление и уплату НДС в бюджет Республики Беларусь (ст. 141 НК);
- ежеквартально представлять налоговую декларацию (расчет) по НДС при оказании услуг в электронной форме в инспекцию МНС по г. Минску (ст. 141 НК).
Следует сказать, иностранные организации и ИП могут оформить требуемые белорусским законодательством процедуры дистанционно. Так, в закладке «Сервисы» на главной странице сайта Министерства по налогам и сборам в электронном сервисе «е-НДС иностранного лица» размещены актуальные формы:
- заявления для постановки на налоговый учет иностранных организаций (ИП), оказывающих услуги в электронной форме и (или) осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров;
- налоговой декларации (расчета) по НДС при оказании услуг в электронной форме и (или) при электронной дистанционной продаже товаров.
Здесь же можно найти актуальную форму «Информация, содержащая сведения по оборотам по реализации услуг и исчисленной сумме НДС, подлежащей уплате».
Вячеслав СКИМН
Сетевое издание «padatak.by»