Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 октября 2020 г. № 65 «О регулировании цен на социально значимые товары» (далее — постановление № 65) продлено государственное регулирование цен на социально значимые товары, реализуемые на территории Республики Беларусь, по 31 декабря 2020 г.
Продление государственного регулирования цен направлено на недопущение необоснованного роста цен на социально значимые товары и усиление работы по обеспечению продовольственной безопасности.
Постановление № 65 вступило в силу с 15 октября 2020 г.
В перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются, входят такие группы товаров, как: мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров), рыба свежая (семейство карповых) и свежемороженая, масло подсолнечное, сухие макаронные изделия, соль поваренная пищевая, хлеб и хлебобулочные изделия, свежие овощи, чай черный байховый, яйцо, свежие яблоки и др.
Обращаем внимание на то, что нормами постановления № 65 в сравнении с нормами постановления № 30 несколько уточнен перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются:
-
пункт 6 приложения 1 и приложения 2 к постановлению № 65 изложен в следующей редакции: «Соль поваренная пищевая (в том числе йодированная, фторированная), за исключением морской и гималайской соли»;
-
из пункта 11 приложения 1 и приложения 2 к постановлению № 65 исключены вареные колбасные изделия разнообразной формы, изготовленные из колбасного фарша (из говядины, свинины, мяса кур и субпродуктов из этих видов мясного сырья и допустимых не мясных ингредиентов), сформированные в оболочку, подвергнутые термической обработке до готовности к употреблению, высшего сорта;
-
пункт 13 приложения 1 и приложения 2 к постановлению № 65 изложен в следующей редакции: «Молоко коровье пастеризованное, кефир из коровьего молока, сметана, творог любой жирности в любой упаковке без вкусоароматических добавок, за исключением молока ультрапастеризованного, стерилизованного, топленого, сметаны или сметанки с добавлением растительных жиров, творожных паст, сырков, творожков, творожных десертов, творога зерненого с добавлением сливок»;
-
пункт 16 приложения 1 и приложения 2 к постановлению № 65 изложен в следующей редакции: «Свежий картофель продовольственный, свежая свекла столовая, свежая морковь столовая, свежая капуста белокочанная, свежий лук репчатый, свежие огурцы, свежие помидоры, за исключением свежих картофеля, свеклы столовой, моркови столовой, откалиброванных, мытых, а также расфасованных в перфорированные пакеты или сетчатую тару с применением клипсатора»;
-
пункт 18 приложения 1 и приложения 2 к постановлению № 65 изложен в следующей редакции: «Чай черный байховый весовой и фасованный, без вкусовых и ароматических добавок, без дополнительного растительного сырья, за исключением расфасованного в сувенирную упаковку и (или) подарочно оформленную коробку, а также фиточаев, чайных напитков, наборов».
Отметим, что изменилось в регулировании цен на социально значимые товары с принятием постановления № 65.
Нормами постановления № 65 уточнен порядок установления отпускных цен производителей на:
-
свежие овощи: картофель продовольственный, свеклу столовую, морковь столовую, капусту белокочанную, лук репчатый, огурцы, помидоры, за исключением свежих картофеля, свеклы столовой, моркови столовой, откалиброванных, мытых, а также расфасованных в перфорированные пакеты или сетчатую тару с применением клипсатора;
-
свежие яблоки;
-
свежие огурцы и свежие помидоры защищенного грунта.
Так, предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей на свежие картофель продовольственный, свеклу столовую, морковь столовую, капусту белокочанную, лук репчатый, огурцы, помидоры (за исключением свежих огурцов и помидоров защищенного грунта), яблоки, за исключением свежих картофеля, свеклы столовой, моркови столовой, откалиброванных, мытых, а также расфасованных в перфорированные пакеты или сетчатую тару с применением клипсатора, установлен в размере фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося за 2019 г. по соответствующей товарной позиции.
На свежие огурцы и свежие помидоры защищенного грунта предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей, установлен в размере фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в предыдущий период вегетации растений по соответствующей товарной позиции.
Кроме того, постановлением № 65 уточнен порядок установления цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения.
Так, цены на социально значимые товары, установленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения, формируются исходя из цены закупки, расходов по заготовке, хранению и транспортировке продовольственных товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, и предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цену, в размере 10 %.
Помимо вышеизложенного нормами постановления № 65 регулирование цен на социально значимые товары осуществляется путем установления следующих ограничений:
- для производителей — предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей на товары, указанные в пунктах 1–15 и 18 приложения 1 к постановлению № 65, в размере:
-
фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в январе–феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 65;
-
10 % в случае, если фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся в январе–феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции, составил менее 10 %;
- для импортеров — предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены, устанавливаемые импортерами на социально значимые товары, в размере 10 %.
Отпускная цена на социально значимые товары устанавливается импортером исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), расходов на реализацию, рентабельности, уровень которой не должен превышать вышеустановленное ограничение;
- для организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, — предельных максимальных оптовых надбавок, торговых надбавок (с учетом оптовых надбавок) на социально значимые товары согласно приложению 2 к постановлению № 65 к отпускным ценам производителей (импортеров), ценам, установленным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения.
Оптовые надбавки к отпускным ценам производителей (импортеров), ценам, установленным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения, на социально значимые товары, не могут превышать размеров, установленных приложением 2 к постановлению № 65, независимо от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации указанных товаров.
Формирование цен на социально значимые товары производится с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, предусмотренных постановлением № 65.
Кроме того, постановлением № 65 определено, что цены на социально значимые товары, сформированные до вступления в силу постановления № 65, должны быть приведены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствие с требованиями постановления № 65.
Рассмотрим порядок формирования розничных цен на продовольственные товары организациями розничной торговли в конкретных ситуациях.
Организация розничной торговли получила от оптовой организации чай черный байховый пакетированный «Золотая чаша» (расфасованный в пачки по 20 пакетиков) и чайный напиток «Принцесса Ява» (каркаде), расфасованный в пачки массой 80 г каждая.
В графе 4 «Цена, руб. коп.» раздела I «Товарный раздел» товарно-транспортной накладной (далее — ТТН-1) указаны отпускные цены (без налога на добавленную стоимость (далее — НДС)): на чай черный байховый пакетированный «Золотая чаша» — 0,99 руб. за 1 пачку и на чайный напиток «Принцесса Ява» (каркаде) — 1,37 руб. за 1 пачку.
В графе 11 «Примечание» раздела I «Товарный раздел» ТТН-1 указаны отпускные цены импортера (без НДС): на чай черный байховый пакетированный «Золотая чаша» — 0,93 руб. за 1 пачку, на чайный напиток «Принцесса Ява» (каркаде) — 1,29 руб. за 1 пачку и размер оптовой надбавки — 6 %.
Как правильно сформировать розничные цены на указанные товары?
В соответствии с приложением 2 к постановлению № 65 на чай черный байховый весовой и фасованный, без вкусовых и ароматических добавок, без дополнительного растительного сырья, за исключением расфасованного в сувенирную упаковку и (или) подарочно оформленную коробку, а также фиточаев, чайных напитков, наборов, установлены предельная максимальная оптовая надбавка, торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителей (импортеров) в размере 30 %.
Следовательно, при формировании розничной цены на чай черный байховый пакетированный «Золотая чаша» применяется предельная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителей (импортеров) в размере 30 %.
Порядок установления и применения регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) определяет Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 (далее — Инструкция № 111), действие которой распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларусь.
Так, нормами пункта 11 Инструкции № 111 установлено, что при приобретении товаров на территории республики у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих оптовую торговлю, торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) применяется к отпускной цене производителя (импортера).
Что касается чайного напитка «Принцесса Ява» (каркаде), то при формировании розничной цены на него уровень торговой надбавки не ограничен и применяется с учетом конъюнктуры рынка.
В рассматриваемой ситуации оптовая организация применила оптовую надбавку к отпускным ценам импортера и произвела отпуск чая черного байхового пакетированного «Золотая чаша» и чайного напитка «Принцесса Ява» (каркаде) по отпускным ценам с учетом оптовой надбавки.
Розничная цена на чай черный байховый пакетированный «Золотая чаша» (расфасованный в пачки по 20 пакетиков) может быть сформирована следующим образом:
№ п/п |
Показатель |
Значение показателя |
1 |
Отпускная цена импортера (без НДС), руб. |
0,93 |
2 |
Размер применяемой торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки), % |
30 |
3 |
Сумма торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки), руб. (стр. 1 х стр. 2 / 100) |
0,28 |
4 |
Ставка НДС, % |
20 |
5 |
Сумма НДС, руб. ((стр. 1 + стр. 3) х стр. 4 / 100) |
0,24 |
6 |
Розничная цена за 1 пачку, руб. (стр. 1 + стр. 3 + стр. 5) |
1,45 |
Так как чайный напиток «Принцесса Ява» (каркаде) не входит в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются в соответствии с нормами постановления № 65, то при формировании розничной цены на него не будет являться нарушением, если к отпускной цене с учетом оптовой надбавки будет применяться торговая надбавка с учетом конъюнктуры рынка.
Розничная цена на чайный напиток «Принцесса Ява» (каркаде) может быть сформирована следующим образом:
№ п/п |
Показатель |
Значение показателя |
1 |
Отпускная цена поставщика (без НДС), руб. |
1,37 |
2 |
Размер применяемой торговой надбавки (с учетом конъюнктуры рынка), % |
32 |
3 |
Сумма торговой надбавки, руб. (стр. 1 х стр. 2 / 100) |
0,44 |
4 |
Ставка НДС, % |
20 |
5 |
Сумма НДС, руб. ((стр. 1 + стр. 3) х стр. 4 / 100) |
0,36 |
6 |
Розничная цена за 1 пачку, руб. (стр. 1 + стр. 3 + стр. 5) |
2,17 |
Организация розничной торговли получила от производителя сыр твердый «Голландский» (40 % жирности), расфасованный в пачки массой 180 г каждая, и сыр плавленый «Сливочный» (40 % жирности), расфасованный в пачки массой 150 г каждая.
В графе 4 «Цена, руб. коп.» раздела I «Товарный раздел» ТТН-1 указаны отпускные цены (без НДС): на сыр твердый «Голландский» — 1,84 руб. за 1 пачку, сыр плавленый «Сливочный» — 1,45 руб. за 1 пачку, а в графе 11 «Примечание» раздела I «Товарный раздел» ТТН-1 указаны прейскурантные отпускные цены производителя (без НДС): на сыр твердый «Голландский» — 1,92 руб. за 1 пачку, на сыр плавленый «Сливочный» — 1,51 руб. за 1 пачку и скидка с отпускной цены в размере 4 %.
Имеются ли ограничения при определении размера торговой надбавки при формировании розничных цен на сыры? Как правильно сформировать розничные цены на указанные товары в данной ситуации?
Следует отметить, что в соответствии с приложением 2 к постановлению № 65 на сыр (твердый, полутвердый): сыры из коровьего молока сычужные (ферментные) твердые и полутвердые весовые и фасованные, за исключением сыров сверхтвердых, плавленых, копченых, с плесенью, рассольных, с добавками, сырных продуктов, установлены предельная максимальная оптовая надбавка, торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителей (импортеров) в размере 30 %.
Таким образом, при формировании розничной цены на сыр твердый «Голландский» установлена предельная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителей (импортеров) в размере 30 %.
Что касается сыра плавленого «Сливочный», то при формировании розничной цены на него уровень торговой надбавки не ограничен и применяется с учетом конъюнктуры рынка, так как сыр плавленый не входит в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются в соответствии с нормами постановления № 65.
Нормами пункта 10 Инструкции № 111 установлено, что производители (импортеры) при реализации товаров могут предоставлять покупателям скидки с отпускных цен. При предоставлении скидок оптовая и (или) торговая надбавки применяются к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки.
В рассматриваемой ситуации производитель предоставил организации розничной торговли скидку с отпускной цены. Следовательно, при предоставлении скидок торговая надбавка применяется к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки, т.е. к отпускной цене (без НДС) на сыр твердый «Голландский» — 1,84 руб. за 1 пачку.
Розничная цена на сыр твердый «Голландский» может быть сформирована следующим образом:
№ п/п |
Показатель |
Значение показателя |
1 |
Отпускная цена производителя (без НДС), руб. |
1,84 |
2 |
Размер применяемой торговой надбавки, % |
30 |
3 |
Сумма торговой надбавки, руб. (стр. 1 х стр. 2 / 100) |
0,55 |
4 |
Ставка НДС, % |
10 |
5 |
Сумма НДС, руб. ((стр. 1 + стр. 3) х стр. 4 / 100) |
0,24 |
6 |
Розничная цена за 1 пачку, руб. (стр. 1 + стр. 3 + стр. 5) |
2,63 |
Обратите внимание
Розничная цена на сыр плавленый «Сливочный» может быть сформирована следующим образом:
№ п/п |
Показатель |
Значение показателя |
1 |
Отпускная цена производителя (без НДС), руб. |
1,45 |
2 |
Размер применяемой торговой надбавки (с учетом конъюнктуры рынка), % |
40 |
3 |
Сумма торговой надбавки, руб. (стр. 1 х стр. 2 / 100) |
0,58 |
4 |
Ставка НДС, % |
10 |
5 |
Сумма НДС, руб. ((стр. 1 + стр. 3) х стр. 4 / 100) |
0,20 |
6 |
Розничная цена за 1 пачку, руб. (стр. 1 + стр. 3 + стр. 5) |
2,23 |