В настоящей статье автор предлагает ознакомиться с новым нормативным документом, важным в контексте рассматриваемых вопросов, — постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 ноября 2021 г. № 78 «О разработке проектов профессиональных стандартов» (далее — постановление № 78), которым утверждены Инструкция о порядке разработки проектов профессиональных стандартов (содержит новый Макет профессионального стандарта) и Инструкция о порядке оценки качества проектов профессиональных стандартов. Постановление действует с 1 марта 2022 г.
В стратегии совершенствования Национальной системы квалификаций Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2018 г. № 764, профессиональному стандарту отведена роль важнейшего элемента системы квалификаций. Постепенно, шаг за шагом, профессиональные стандарты должны прийти на смену тарифно-квалификационным и квалификационным характеристикам, содержащимся в действующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и ЕКСД.
Согласно вышеназванной стратегии преимущество профессиональных стандартов заключается в том, что они по-новому раскрывают, характеризуют содержание трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их выполнения. Как отмечается в документе, именно профессиональные стандарты призваны стать «важнейшим инструментом Национальной системы квалификаций, с помощью которого планируется осуществлять регулирование деятельности работников».
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их выполнения.
В целом профессиональный стандарт описывает набор конкретных обобщенных трудовых и трудовых функций в рамках вида трудовой деятельности (профессии рабочего, должности служащего), а также требования к знаниям, умениям, образованию и обучению, необходимым для выполнения таких функций. Инновационный характер профессионального стандарта раскрывается через содержание и многообразие его функциональной роли в совершенствуемой системе квалификаций. Предполагается, что благодаря применению профессиональных стандартов будут:
-
находить отражение актуальные характеристики труда рабочих и служащих, включающие описание инновационной деятельности;
-
вводиться новые профессии рабочих (должности служащих) и трудовые функции, отражающие современные роли человека в индустриальном обществе (Индустрия 4.0);
-
отражаться реалистичные требования нанимателей к компетенциям работников, соответствующие системе управления человеческими ресурсами;
-
создаваться основы формирования программ профессионального образования и обучения для получения и подтверждения современных квалификаций.
В соответствии с Государственной программой «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы запланировано разработать 80 профессиональных стандартов.
Подготовка профессиональных стандартов в настоящее время осуществляется прежде всего для приоритетных видов экономической деятельности: обрабатывающей промышленности (легкой промышленности, машиностроения), строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, сферы информационно-коммуникационных технологий, логистической деятельности, в том числе транспортной сферы и сферы хранения.
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь уже утверждены и опубликованы профессиональные стандарты, разработанные в различных секторальных советах квалификаций:
-
«Малярные работы в машиностроении» (выпуск 1 ЕТКС);
-
«Кузовной ремонт автомобильной техники» (выпуск 2 ЕТКС);
-
«Наладка аппаратного и программного обеспечения» (выпуск 1 ЕТКС);
-
«Возведение каменных и армокаменных конструкций», «Производство кровельных работ», «Выполнение штукатурных и малярных работ в зданиях и на других строительных объектах», «Работы по облицовке поверхностей плиткой» (выпуск 3 ЕТКС) и др.
По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, к началу 2022 г. был утвержден 31 профессиональный стандарт в приоритетных видах экономической деятельности.
Разработка профессиональных стандартов с 2018 г. велась на основе Методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июля 2017 г. № 37 (с изменениями и дополнениями; далее — Методические рекомендации № 37). Документ определял рамочные правила для функционирования рабочих групп, разрабатывавших профессиональные стандарты.
В 2018–2021 гг. был накоплен достаточный опыт в подготовке проектов профессиональных стандартов, появилась необходимость в большей мере конкретизировать порядок и методологию разработки профессиональных стандартов по сравнению с тем, как это предлагалось в Методических рекомендациях № 37. Решение этой задачи было предложено в Инструкции о порядке разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденной постановлением № 78 (далее — Инструкция № 78), действующей с 1 марта 2022 г.
Для эффективной организации разработки профессиональных стандартов Инструкция № 78 устанавливает:
-
последовательность деятельности участников процесса от начала разработки профессионального стандарта до его утверждения Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;
-
описание алгоритма разработки проекта профессионального стандарта рабочей группой, формируемой Секторальным советом квалификаций;
-
обновленную структуру документа в форме Макета профессионального стандарта (далее — Макет) и требования к заполнению его содержания;
-
введение нового обязательного документа к проекту профессионального стандарта (пояснительной записки).
В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июля 2017 г. № 36 Секторальный совет квалификаций — постоянно действующий коллегиальный орган, работа которого основана на принципах добровольности, самоуправления, самостоятельности в принятии решений в пределах своей компетенции. Важнейшей задачей этого органа является разработка профессиональных стандартов в отношении перспективных и экономически значимых видов деятельности.
Согласно Инструкции № 78 организация разработки профессионального стандарта предполагает следующие этапы:
-
создание Секторальным советом квалификаций рабочей группы для разработки профессионального стандарта;
-
разработка рабочей группой проекта профессионального стандарта по определенному наименованию (виду трудовой деятельности) и пояснительной записки к нему;
-
проведение профессионального обсуждения проекта профессионального стандарта нанимателями, профессиональными союзами и иными заинтересованными.
-
проведение оценки качества проекта профессионального стандарта экспертами и в случае необходимости доработка рабочей группой проекта профессионального стандарта по результатам оценки качества;
-
рассмотрение проекта профессионального стандарта и прилагаемых к нему документов республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, при которых создан Секторальный совет квалификаций, и направление в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь письма с предложением об утверждении проекта профессионального стандарта с приложением пакета документов;
- утверждение проекта профессионального стандарта Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Представленный в Инструкции № 78 алгоритм разработки проекта профессионального стандарта содержит описание логически обусловленной программы действий разработчиков на различных стадиях работы. Результатом реализации всех стадий разработки проекта должен стать документ, содержащий набор конкретных обобщенных трудовых функций (далее — ОТФ), трудовых функций (далее — ТФ) и трудовых действий (далее — ТД), характерных для определенного вида трудовой деятельности (далее — ВТД) (профессии рабочего, должности служащего), а также перечень соответствующих требований к образованию работника, стажу работы, умениям и знаниям, специальным условиям допуска, необходимым для их выполнения. Соблюдение данного порядка позволяет сократить время подготовки проекта и обеспечить необходимое качество подготовки документа при формировании его содержания.
Общий алгоритм с укрупненным описанием представлен далее в виде схемы:
Схема. Алгоритм разработки
проекта профессионального стандарта рабочей группой
в Секторальном совете квалификаций
Макет и требования к его заполнению являются важнейшей частью Инструкции № 78, поскольку содержат унифицированную форму профессионального стандарта, а также единые правила заполнения его структурных элементов (главы, части, таблицы, позиции).
Основные изменения, касающиеся требований к содержанию профессионального стандарта, закрепленные в Инструкции № 78, следующие.
1. В обновленном Макете имеют место три главы вместо шести разделов (в соответствии с Методическими рекомендациями № 37):
Структура макета профессионального стандарта в редакции Методических указаний № 37 |
Структура Макета профессионального стандарта в редакции Инструкции № 78 |
Раздел 1. Общие сведения; Раздел 2. Краткая характеристика вида трудовой деятельности; Раздел 3. Примерный перечень профессий рабочих и должностей служащих; Раздел 4. Перечень обобщенных трудовых функций, трудовых функций, выделенных в данном виде трудовой деятельности; Раздел 5. Характеристика обобщенных трудовых функций; Раздел 6. Техническая информация о профессиональном стандарте |
Глава 1. Общие сведения; Глава 2. Перечень обобщенных трудовых функций и трудовых функций, включенных в профессиональный стандарт; Глава 3. Характеристика обобщенных трудовых функций |
Содержание раздела 2 «Краткая характеристика вида трудовой деятельности» и раздела 6 «Техническая информация о профессиональном стандарте» теперь находит свое отражение (в значительной мере) в пояснительной записке, а раздела 3 «Примерный перечень профессий рабочих и должностей служащих» вместе с таблицей перечня начальных групп занятий включены в главу 1 «Общие сведения». При этом таблица с кодами и наименованиями видов экономической деятельности, на которые распространяется данный профессиональный стандарт, выведена из структуры Макета, поскольку перегружает содержание документа и может быть включена в пояснительную записку.
2. Согласно Инструкции № 78 наименование профессионального стандарта должно соответствовать наименованию вида трудовой деятельности, относящемуся к содержанию (профилю) трудовой деятельности одной или нескольких профессий рабочих либо должностей служащих. Если описание вида трудовой деятельности в профессиональном стандарте соответствует содержанию одной профессии рабочего или одной должности служащего, то наименование профессионального стандарта устанавливается по соответствующему наименованию профессии рабочего или должности служащего.
Установление наименования профессионального стандарта по наименованию ВТД имеет место, например, в следующих профессиональных стандартах: «Наладка аппаратного и программного обеспечения», «Кузнечные работы», «Возведение каменных и армокаменных конструкций», «Администрирование информационных ресурсов» и др.
Примерами наименования профессионального стандарта по наименованию профессии рабочего или должности служащего могут служить профессиональные стандарты: «Штамповщик», «Агент коммерческий по транспортному обслуживанию», «Бариста», «Косметик» и др.
3. Для каждой профессии рабочего и (или) должности служащего в «Примерном перечне профессий рабочих и должностей служащих» (раздел 3 Макета) наряду с уровнями квалификации секторальной рамки квалификаций по соответствующей позиции указываются соответствующие им уровни квалификации для разработки профессиональных стандартов. При этом для каждого уровня квалификации по наименованиям профессий рабочих должен указываться диапазон разрядов, что обеспечивает сопоставление установленного уровня квалификации с действующей системой тарификации труда рабочих.
Пример представления
«Примерного перечня профессий рабочих и должностей служащих»
Код ОКЗ |
Наименование профессии рабочего, должности служащего |
Уровень квалификации (по секторальной рамке квалификаций. — Прим. авт.) |
Уровень квалификации (согласно приложению к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 февраля 2020 г. № 20. — Прим. авт.) |
2512-005 |
Специалист по тестированию программного обеспечения |
6 |
6 |
3331-004 |
Экспедитор транспортный |
5 |
5 |
7422-021 |
Наладчик аппаратного и программного обеспечения (5-й разряд) |
3 |
3 |
4. В соответствии с Инструкцией № 78 в «Примерный перечень профессий рабочих и должностей служащих» могут быть введены новая профессия рабочего, должность служащего, которые отсутствуют на момент разработки профессионального стандарта в действующей системе квалификации. В пояснительной записке к профессиональному стандарту отражается соответствующее обоснование для введения новой профессии, должности служащего.
5. В обновленном Макете раздел 3 «Характеристика обобщенных трудовых функций» дополнен позицией «Наименование профессии рабочего, должности служащего, которые выполняют данную обобщенную трудовую функцию». Такой шаг обусловлен необходимостью обеспечения более точного понимания пользователями, какие ОТФ в соответствии с существующим разделением труда формируют содержание конкретной профессии рабочего либо должности служащего. В профессиональных стандартах, описывающих трудовую деятельность по нескольким профессиям рабочих и (или) должностям служащих, установление такого соответствия было затруднительным. Теперь руководители и специалисты в организациях могут более эффективно использовать профессиональные стандарты для распределения трудовой деятельности работников по конкретным штатным единицам.
Код ОКЗ |
Наименование профессии рабочего, должности служащего, которые выполняют данную обобщенную трудовую функцию |
Уровень квалификации |
7412-055 |
Электромеханик по лифтам (3–5-й разряд) |
2 |
6. Деление ВТД на отдельные ОТФ должно быть проведено методом функционального анализа с использованием двух возможных вариантов:
-
по составу основных наиболее часто встречающихся работ, функций, выполняемых работниками в рамках вида трудовой деятельности, в том числе включенных в тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики ЕТКС и ЕКСД;
-
по очередности выполнения основных наиболее часто встречающихся работ, функций с применением перечня универсальных ОТФ согласно приложению 2 к Инструкции № 78.
При первом варианте отражается существующее либо предлагается более эффективное разделение труда на основе преемственности с системой тарификации труда.
Во втором варианте разработчики могут использовать универсальные ОТФ в полном объеме из указанного приложения либо выбирают из них наиболее характерные.
Так, для целей установления наименований ОТФ определено, что они образуются с помощью существительных и дополнений к ним, характеризующих деятельность или процесс с указанием необходимого контекста: например, «Приготовление кофе и кофейных напитков», «Замена расходных материалов» и др. А написание ТФ отражает деятельность, необходимую для достижения результата, и включает глагол третьего лица единственного числа; объект деятельности и конкретный контекст, описывающий средства труда, предметы труда, другие важные особенности деятельности: например, «Проводит монтаж элементов и узлов транспортного средства», «Утилизирует отходы технологического процесса» и др.
Важна также краткость и точность изложения как содержания трудовой деятельности, так и фраз, характеризующих квалификационные требования к образованию, умениям, знаниям и другим характеристикам. Текст профессионального стандарта должен быть конкретным, однозначным и достаточным для понимания. Вместо чрезмерно абстрактных терминов (например: «обеспечивать», «содействовать», «участвовать», «совершенствовать» и др.) более уместными являются слова, называющие действие, которое производится с целью «обеспечения», «содействия» и т.д. Например, в фразе «обеспечивать материалами» следует предпочесть глаголы, отражающие конкретный способ действия: «заказывать материалы», «доставлять материалы», «рассчитывать потребность в материалах» и т.п.
Требованиями Инструкции № 78 предусмотрено, что разные ОТФ не должны дублировать друг друга и содержать повторения, которые бы усложняли понимание разделения вида трудовой деятельности и в целом ее содержание. При одинаковом характере деятельности ОТФ включают разные объекты и контексты воздействия либо при одинаковых объектах и контекстах воздействия — разный характер воздействия. Например, вместо повторяющегося наименования ОТФ «Проведение независимой оценки объектов гражданских прав» применяются наименования ОТФ с указанием разных видов объектов оценки:
-
«Проведение независимой оценки предприятий как имущественных комплексов, долей в уставных фондах юридических лиц, ценных бумаг и имущественных прав на них»;
-
«Проведение независимой оценки земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, не завершенных строительством объектов, многолетних насаждений и имущественных прав на них».
При установлении стажа работы указываются виды выполняемых работ, направления деятельности, связанные с рассматриваемой ОТФ, и только в том случае, если без наличия стажа невозможно получить квалификацию для выполнения ОТФ. При отсутствии таких требований соответствующая позиция не заполняется (проставляется прочерк).