При реализации товаров (работ, услуг) плательщик обязан обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством. Такой порядок регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» и утвержденным этим постановлением Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа.
В представленном материале рассмотрен порядок приема наличных и безналичных денежных средств субъектами хозяйствования в форме вопросов и ответов.
С 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать кассовые аппараты, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, соответствующие требованиям Положения о требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам, утвержденного постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 29/99, или программные кассы, соответствующие требованиям Положения о требованиях к оператору программной кассовой системы, программной кассовой системе, программной кассе, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденного постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10.
Также с 1 июля 2025 г. вводится обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, в отношении которых Советом Евразийской экономической комиссии и (или) Советом Министров Республики Беларусь принято решение о маркировке средствами идентификации, и (или) товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, использовать кассовые суммирующие аппараты и программные кассы, обеспечивающие:
-
считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
-
дифференцированный учет данных о товарах;
-
передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в СККО в соответствии с требованиями, определенными к кассовым аппаратам или программным кассам.
Автором данной статьи приведены ответы на часто задаваемые вопросы по использованию кассового оборудования, возникающие на практике у субъектов хозяйствования.
Налоговая политика нацелена на формирование налоговой системы, удобной для добросовестных плательщиков. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством, позволяет защитить интересы общества и государства. Игнорирование плательщиком публичных интересов способствует развитию теневой экономики и, как следствие, влечет потери налоговых поступлений в бюджет.
Рассмотрим некоторые примеры нарушений порядка приема средств платежа при реализации товаров (работ, услуг), а также порядка использования кассового оборудования, выявленные налоговыми органами в ходе проведения оперативных мероприятий.
Субъекты хозяйствования вправе в некоторых случаях принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без использования кассового оборудования, карточных платежных терминалов.
В материале приведены примеры таких случаев.
В настоящее время порядок использования кассового оборудования, как и порядок приема платежей за товары (работы, услуги), регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16, которым утверждено Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа. При осуществлении предпринимательской деятельности, в частности при приеме оплаты за реализованные товары (работы, услуги), индивидуальные предприниматели иногда оказываются в ситуации, когда недопонимание отдельных норм законодательства затрудняет надлежащее выполнение требований нормативных правовых актов, что в свою очередь влечет в том числе и налоговые последствия.
Во избежание таких последствий автором рассмотрены некоторые нормы вышеуказанного постановления и утвержденного им Положения и их применение на примерах из практики.
В настоящее время порядок использования кассового оборудования, как и порядок приема платежей за товары (работы, услуги), регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16, которым утверждено Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа. При осуществлении предпринимательской деятельности, в частности при приеме оплаты за реализованные товары (работы, услуги), индивидуальные предприниматели иногда оказываются в ситуации, когда недопонимание отдельных норм законодательства затрудняет надлежащее выполнение требований нормативных правовых актов, что в свою очередь влечет в том числе и налоговые последствия.
Во избежание таких последствий автором рассмотрены некоторые нормы вышеуказанного постановления и утвержденного им Положения и их применение на примерах из практики.