МНС о трансграничной торговле и барьерах в развитии ЭДО
В Беларуси совершенствуется электронный документооборот (ЭДО). Уже возможен обмен электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле. Заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Владимир Муквич прокомментировал ilex, как работает механизм прослеживаемости товаров, что мешает более массовому внедрению ЭДО в Беларуси.
— Какие результаты дало внедрение системы прослеживаемости товаров внутри Беларуси и других странах ЕАЭС? Планируется ли расширять перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и случаев обязательного применения электронных накладных?
— Внедрение механизма прослеживаемости обусловило значительный рост количества создаваемых субъектами хозяйствования электронных накладных. Так, в 2022 г. было создано 11,4 млн электронных накладных, рост по сравнению с 2021 г. составил 200 %. Количество субъектов хозяйствования, использующих электронные накладные, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. увеличилось в 4,7 раза.
Вместе с тем напомню, что в 2021–2022 гг. в Беларуси действовал мораторий на применение контролирующими органами мер ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости. В этой связи подводить итоги внедрения механизма прослеживаемости сейчас представляется нецелесообразным, поскольку такие итоги будут нерепрезентативны.
В ЕАЭС еще продолжается пилотный проект по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Результаты работы будут подведены в I квартале 2024 г.
Возможность расширения перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, прорабатывается в рамках построения автоматизированного контроля ценообразования, а также совершенствования контроля за оборотом подакцизной продукции. Вместе с тем окончательное решение еще не принято.
— Когда заработает электронный документооборот во взаимной торговле с Россией и другими странами ЕАЭС? Как министерство оценивает перспективы развития сферы обязательного и добровольного применения электронных товаросопроводительных документов?
Возможность осуществления обмена электронными товаросопроводительными документами (ЭТСД) предусмотрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» с 05.01.2020 (даты вступления в силу первоначальной редакции постановления).
В целях установления комплексного регулирования осуществления обмена ЭТСД, формализации предъявляемых требований Правительство Беларуси постановлением № 248 определило основные требования осуществления обмена электронными товаросопроводительными документами (ЭТСД) при трансграничной торговле, которые вступят в силу с 01.05.2024. С этой даты Беларусь нормативно и технически будет готова к обмену ЭТСД на постоянной основе не только с Россией, но и с другими государствами.
Основные требования к таким электронным накладным установлены постановлением № 248. Они являются универсальными. Кроме того, электронные накладные, используемые при трансграничной торговле, должны пройти процедуру проверки ЭЦП национальным оператором доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов.
МНС положительно оценивает перспективы развития механизма электронного документооборота. Пилотный проект по обмену электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле, проведенный в 2020–2021 гг. между Россией и Беларусью, прежде всего являлся инициативой бизнес-сообществ. После запуска этого проекта на постоянной основе следующей задачей, которую МНС ставит перед собой, станет упрощение администрирования исчисления и уплаты НДС при трансграничной торговле в ЕАЭС.
— В 2023 г. мораторий на применение мер ответственности за несоставление электронных накладных в обязательных случаях уже не действует. Какова практика привлечения к ответственности организаций и ИП за отсутствие обязательных электронных накладных? Есть ли послабления для субъектов, которые подключились к электронному документообороту, однако не могут составить электронную накладную из-за того, что к ЭДО не подключен контрагент?
— Переходный период, в течение которого контролирующими органами не применялись меры ответственности за необеспечение использования электронных накладных, введен в Беларуси с целью поддержки бизнеса в 2021 г. и действовал до конца 2022 г. Мораторий не освобождал субъектов хозяйствования от выполнения требований законодательства об использовании электронных накладных, а являлся лишь временной переходной мерой, необходимой для подключения субъектов хозяйствования к электронному документообороту.
С 01.01.2023 невыполнение обязанности по созданию электронных накладных влечет применение мер административной ответственности по статье 13.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях как к продавцу, так и к покупателю. Для снижения количества нарушений законодательства субъектам хозяйствования предлагалось принимать исчерпывающие меры для возможности использования электронных накладных: уведомление контрагента о необходимости подключения к системе электронного документооборота, включение в хозяйственные договоры обязательств контрагентов об уведомлении о подключении к электронному документообороту, а также иные положения, в том числе компенсационного характера. При принятии решения о привлечении к ответственности каждый случай рассматривается комплексно, исследуются все меры, принятые субъектами хозяйствования.
МНС уже разъясняло плательщикам, что в целях наличия в налоговых органах полной и достоверной информации о товарах, подлежащих прослеживаемости, все операции, оформленные в период действия моратория бумажными накладными, не позднее 31.12.2022 должны были быть также оформлены с использованием электронных накладных.
Решение о привлечении к административной ответственности могут приниматься с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 7.2 КоАП). Кроме того, МНС неоднократно информировало, что в случае, если грузоотправитель предпринял все возможные меры воздействия (письменные извещения и т.д.), в договоры включены соответствующие нормы, то ответственность к такому грузоотправителю применяться не будет. Репрезентативную оценку о привлечении субъектов хозяйствования к ответственности в данный момент дать невозможно ввиду малого периода времени с окончания действия моратория.
— В России в электронном документообороте применять GLN-номера не всегда является обязательным. Чем продиктовано требование от белорусских субъектов иметь GLN-номера?
— Функционирование электронного документооборота в Беларуси основано на международных стандартах.
Так, электронные накладные, создаваемые в нашей стране, являются электронными документами, разработанными на основе электронного сообщения DESADV в соответствии с руководством по международному электронному обмену данными EANCOM и учитывающими требования законодательства к формату указанных документов.
В сообщениях EANCOM каждая сторона хозяйственной операции идентифицируется уникальным стандартным номером GLN, который представляет собой 13-разрядный цифровой код (номер), который предназначен для точной и краткой идентификации юридических лиц, функциональных подразделений и физических объектов. Присвоение номеров GLN регулируется стандартами GS1 для того, чтобы гарантировать уникальность каждого номера в рамках всего мира.
— Говорят, что внедрение электронного документооборота способствует сокращению «серой» экономики. Действительно ли это так или это все же идеализированное представление?
— Да, это так. Электронные накладные всегда оставляют свой след в системе электронного документооборота. Эти системы хранят электронные документы, обеспечивают их движение по организации, а также между различными субъектами хозяйствования. Информация о создании электронной накладной, ее изменении, подписании, отмене также сохраняются в системах EDI-провайдеров, доступ к которым может быть предоставлен сотрудникам налоговых органов. Электронная накладная имеет свою уникальную дату создания, номер и иные реквизиты, которые являются уникальными для каждой хозяйственной операции.
Кроме того, электронные накладные должны быть подписаны электронной цифровой подписью ответственных лиц участников электронного документооборота.
Все вышеуказанные особенности механизма электронных накладных позволяют снизить уровень «серой» экономики: уменьшить количество «бестоварных» сделок, исключить возможность дублирования накладных по одной хозяйственной операции, а также создания накладных «задним числом» и так далее.
— Какие основные барьеры мешают более массовому внедрению ЭДО в Беларуси? Насколько хорошо развита инфраструктура в первую очередь в регионах для этого?
— Я бы выделил несколько ключевых барьеров. Отдельные субъекты хозяйствования консервативны и не желают менять устоявшиеся бизнес-процессы, а в ряде случаев принципиально используют бумажные накладные для перемещения товаров при реализации схем минимизации налоговых обязательств.
Кроме того, нельзя не отметить, что на рынке услуг ЭДО все еще мало комплексных программных решений для бизнеса.
Не добавило уверенности бизнесу и наличие ряда организационных и технических проблем на первоначальном этапе внедрения электронного документооборота, в том числе со стороны EDI-провайдеров.
В сентябре 2021 г. на базе Конфедерации цифрового бизнеса создан Совет по внедрению электронного коммерческого документооборота, в состав которого вошли все аттестованные EDI-провайдеры. Проблемы в сфере электронного документооборота, о которых становилось известно, оперативно решались EDI-провайдерами и органами государственного управления.
С момента окончания действия моратория информации о значительных проблемах, объективно препятствующих функционированию электронного документооборота, в адрес МНС не поступало.
В этой связи с определенной долей уверенности могу сказать, что внедрение электронного документооборота в Беларуси перешло в следующую фазу развития — совершенствование и использование его возможностей для оптимизации бизнес-процессов, применяемых субъектами хозяйствования, а также налогового администрирования.