МАРТ разъяснил новации Указа о принятии мер в области ценообразования
Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) разъяснило новации Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2023 г. № 171 «О принятии мер в области ценообразования».
Документ направлен на обеспечение единых подходов в области ценообразования путем актуализации полномочий государственных органов по регулированию цен (тарифов) и установление наиболее прозрачного механизма формирования экспортных цен на отдельные товары.
Указом закреплено право Правительства при необходимости стабилизации ценовой ситуации утверждать перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются, и определять порядок их формирования и применения.
Кроме того, в целях дедолларизации экономики исключена привязка к доллару США роста платежей за жилищно-коммунальные услуги для физических лиц. Теперь повышение тарифов будет эквивалентно 0,5 базовой величины.
С учетом сложившейся практики внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Так, усилена координирующая функция МАРТ по принимаемым государственными органами решениям по установлению регулируемых цен (тарифов). Например, введено согласование МАРТ тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения, по обращению с твердыми коммунальными отходами; на предоставляемые населению услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами; стоимости образовательных программ высшего, среднего и специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, регулируемой Министерством образования; цен на нефтепродукты, используемых в качестве моторного топлива, при их реализации через автозаправочные станции.
Указом также корректируется перечень товаров, работ, услуг, цены (тарифы) на которые регулируются Правительством и иными государственными органами (организациями). В основном изменения касаются уточнения наименований регулируемых позиций и приведения перечня в соответствие с иными нормативными правовыми актами в области ценообразования. Так, внесен ряд уточнений для приведения отдельных указов в соответствие с новой редакцией Жилищного кодекса.
К компетенции Правительства отнесены полномочия по регулированию цен (тарифов) на товары, работы, услуги в рамках государственного оборонного заказа (за исключением продукции, услуг военного назначения), регулирование риэлтерских услуг, которые оказываются физлицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) в отношении жилых помещений, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест.
Уточнена сфера регулирования МАРТ. Так, устанавливаются цены на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %, но данное регулирование не распространяется при реализации в магазины беспошлинной торговли и далее покупателям. Также закреплено регулирование цен (тарифов) на товары, работы, услуги юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающих монопсоническое положение, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни).
К компетенции МАРТ отнесено регулирование тарифов на пользование жилыми помещениями в государственных общежитиях (кроме относящихся к системе образования) и цен на продукцию, предназначенную для диетического питания в учреждениях здравоохранения. При этом из полномочий МАРТ исключается регулирование тарифов на перевозку грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, услуги электросвязи общего пользования, а также на ряд иных услуг.
Облисполкомы и Мингорисполком наделяются полномочиями регулировать тарифы на услуги по управлению общим имуществом совместного домовладения в жилых домах, а также на услуги по техобслуживанию лифта для юридических лиц и граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), эксплуатирующих нежилые помещения.
Кроме того, приостановлено действие подпункта 1.3.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», которым предоставлялось право коммерческим организациям, расположенным в сельской местности, реализовывать на экспорт сухое обезжиренное молоко и масло без биржевых торгов на Белорусской универсальной товарной бирже.