«Оптимизация налоговых льгот происходит после анализа их эффективности». Как изменятся преференции, предоставляемые субъектам хозяйствования, в 2025 году?
В рамках проекта «Точка компетентности. Интервью с экспертами на актуальные и важные темы», который стартовал в сетевом издании «padatak.by», заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Светлана Еськова рассказала о том, как построена работа по оптимизации налоговых преференций, предоставляемых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс), и какие льготы данная оптимизация затронет в 2025 году.
Так, по словам представителя МНС, налоговая служба совместно с Министерством финансов ежегодно проводит работу по инвентаризации налоговых льгот, выявляя среди них малоэффективные или неэффективные льготы, а также те преференции, которые по каким-либо причинам не используются плательщиками. «Если такие льготы устанавливаются, инициируется их исключение из Налогового кодекса как невостребованных», — отметила Светлана Еськова. В то же время в качестве альтернативы такому шагу может быть принято решение о корректировке порядка применения отдельных налоговых льгот, попавших в поле зрения экспертов, в связи с их низкой эффективностью.
Такая работа, по заверению заместителя Министра по налогам и сборам, продолжится, поскольку количество налоговых льгот остается значительным, что требует постоянного анализа эффективности их применения.
В пакет изменений налогового законодательства 2025 года также включены положения, предусматривающие исключение из Налогового кодекса и соответственно отмену возможности применения отдельных налоговых льгот. Так, в части НДС речь идет о льготе, применяемой при ввозе в Республику Беларусь сырья, используемого для производства художественных изделий, сортовой посуды, а также изделий из стекла и хрусталя. Соответствующая норма в настоящее время закреплена в подпункте 1.19-1 пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса. В части земельного налога планируется упразднение льготы для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем предусматривается исключение из Налогового кодекса льготных ставок по налогу на прибыль в отношении дивидендов (ставки в размере 6 % и 0 %), которые применялись в случае нераспределения прибыли в течение трех или пяти лет соответственно. Прекращение действия этих льгот будет происходить поэтапно: с 2026 г. — в отношении ставки в размере 6 %, с 2028 г. — нулевой ставки. В отведенные сроки организации, накапливавшие прибыль, пополнявшие свои оборотные средства и инвестировавшие в определенные виды деятельности, смогут воспользоваться возможностями, которые дает действующее в настоящее время налоговое законодательство.
В то же время будет продлено действие льготы по налогу на прибыль для организаций, использующих труд инвалидов, в отношении прибыли, полученной такими организациями от сдачи имущества в аренду (лизинг).
Кроме того, в 2024 г. заканчивает свое действие Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2023 г. № 80 «Об отдельных вопросах налогообложения», который устанавливает некоторые особенности налогообложения операций с цифровыми знаками (токенами). В связи с этим в Налоговом кодексе в 2025 году, как отметила Светлана Еськова, предусмотрены подходы к налогообложению операций с цифровыми знаками (токенами). В частности, в отношении таких операций (такой деятельности) с использованием токенов нельзя будет применять УСН и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Видеозапись полной версии интервью можно посмотреть по ссылке.
Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО,
сетевое издание «padatak.by»