Кассовое оборудование: не просто замена
С 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать только кассовое оборудование (кассовые суммирующие аппараты, программные кассы и др.), которое соответствует новым требованиям. Для организации планомерной работы по обеспечению замены парка используемого кассового оборудования у пользователей Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь утвержден План мероприятий по внедрению новых требований к кассовому оборудованию по выводу из оборота маркированных товаров.
Какова динамика работы в данном направлении? Что следует учитывать участникам этого процесса? Об этом и многом другом шел разговор на онлайн-конференции «О переходе с 1 июля 2025 года на использование кассового оборудования, соответствующего новым требованиям», организованной налоговым ведомством при поддержке Республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
В качестве спикеров участие в конференции принимали представители Министерства по налогам и сборам, РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», Ассоциации налогоплательщиков, Бизнес-союза предпринимателей и юридических лиц «Конструктивный диалог», Ассоциации операторов и производителей программных касс, а также Ассоциации «Кассовые аппараты, компьютерные системы и торгово-технологическое оборудование».
Открывая конференцию, заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Владимир МУКВИЧ подчеркнул актуальность заявленной темы как для бизнес-сообщества, так и для государственных органов. Задачи стоят напряженные — обеспечить своевременное внедрение новых требований и замену кассового оборудования. При этом заместитель Министра обратил внимание, что установленная дата — 1 июля 2025 г. — это крайний срок. Следует понимать, что процесс перехода на использование нового или доработанного кассового оборудования состоит не просто в его замене, а в обеспечении соответствующих организационных и управленческих мер, которые позволят субъектам хозяйствования работать в новых условиях, в том числе и с использованием нового кассового оборудования. Это не для галочки. Чтобы обеспечить бесшовный переход и не допустить срывов в работе, необходимо заранее принять меры по замене кассового оборудования, его наладке, обучению персонала, а также решению всех вопросов, которые могут быть связаны с интеграцией данного оборудования как в учетные системы, так и в организацию рабочего процесса. Одномоментно это сделать невозможно — все должно быть реализовано заблаговременно. Это даст возможность заранее выявить проблемные вопросы, которые могут возникать у бизнеса в связи с внедрением новых систем, и не допустить сбоев из-за несвоевременного принятия необходимых мер. Многое сделано для обеспечения соответствующих возможностей и условий для работы в этом направлении. Однако темп замены кассового оборудования недостаточный, считает Владимир Муквич.
Организованная по данной проблематике онлайн-конференция — это возможность акцентировать внимание всех участников процесса на важных вопросах, которые необходимо учитывать, рассмотреть принятые меры с точки зрения их практической реализации и восприятия бизнесом, а также выявить и обсудить проблемные моменты.
О ключевых аспектах, связанных с процессом перехода на использование кассового оборудования, соответствующего новым требованиям, обстоятельно проинформировала начальник главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Лариса ШИБКО.
Представитель налогового ведомства в очередной раз напомнила о стоящих задачах, основная из которых — планомерный, в нормальном режиме переход на использование нового кассового оборудования. Ею также был сделан акцент на том, что 1 июля 2025 г. — предельный срок, с наступлением которого у субъектов хозяйствования уже должны быть отлажены бизнес-процессы, приняты необходимые организационные меры, обучен персонал для работы на новом кассовом оборудовании.
В связи с этим стоит задача до 1 января 2025 г. обеспечить переход на использование кассового оборудования субъектами хозяйствования, которые реализуют товары, подлежащие маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками, как наиболее сложного оборудования, требующего обучения персонала, обеспечения дифференцированного учета и иных организационных мер. В случае возникновения каких-то сложностей, в том числе связанных со считыванием кода маркировки, запас времени даст возможность в спокойном режиме отрегулировать проблемные вопросы и принять необходимые меры, пояснила Лариса Шибко.
Следующий срок, на который ориентирует налоговое ведомство, — это 1 апреля 2025 г. К указанной дате должны быть завершены работы по замене (обновлению) кассового оборудования у субъектов хозяйствования, которые осуществляют реализацию товаров, не подлежащих маркировке, деятельность в сферах оказания услуг, выполнения работ.
При этом Лариса Шибко подчеркнула, что установленный предельный срок перехода на новое кассовое оборудование — 1 июля 2025 г. определен на уровне Правительства Республики Беларусь. Времени для замены или доработки кассового оборудования предоставлено достаточно. Условия и возможности для выполнения поставленной задачи созданы, необходимое оборудование разработано и присутствует на рынке.
Следует также принять во внимание, что за использование кассового оборудования, которое не соответствует установленным требованиям, предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе выступления представитель МНС напомнила о нормативных правовых актах, которыми следует руководствоваться при осуществлении перехода на новое кассовое оборудование, рассказала о видах кассового оборудования и требованиях, которым оно должно отвечать с 1 июля 2025 г. Подробно остановилась она и на функциональных возможностях, которые должны обеспечиваться таким оборудованием.
Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют продажу товаров, подлежащих маркировке, обязаны использовать кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие:
- считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, включающей в себя в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака;
- дифференцированный учет данных о реализуемых маркированных товарах;
- передачу информации о коде маркировки или уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, включающей в себя в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в систему контроля кассового оборудования (СККО).
Ознакомиться с новыми требованиями к кассовому оборудованию и его функциональными особенностями можно на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Все необходимые документы размещены в разделе «Налоговый контроль/Контроль за приемом средств платежа и использованием кассового и иного оборудования».
Участникам была представлена актуальная информация об имеющихся на рынке моделях кассовых суммирующих аппаратов и программных касс, которые соответствуют новым требованиям, а также разъяснены их функциональные и технические особенности.
Вместе с тем было отмечено, что, несмотря на то, что в Беларуси достаточно давно имеется значительное число моделей (модификаций) кассового оборудования (более 20), соответствующего новым требованиям, а также имеется предложение их на рынке, темп замены и обновления кассового оборудования нельзя признать удовлетворительным.
По данным на 6 октября 2024 г., в Беларуси используется более 277 тыс. единиц кассовых суммирующих аппаратов и программных касс. Доля же подключенного кассового оборудования, соответствующего новым требованиям, все еще несоразмерно мала по сравнению с тем количеством оборудования, которое нужно заменить. Особенно если учесть, что времени на проведение необходимых работ в установленный срок остается все меньше.
В связи с вышеизложенным Лариса Шибко рекомендовала субъектам хозяйствования не откладывать эту работу. Всем пользователям кассового оборудования, от малого бизнеса до средних организаций и крупных торговых сетей, нужно четко понимать стоящую перед ними задачу и учитывать временные ориентиры на ее выполнение — одномоментно провести все мероприятия невозможно.
В контексте заявленной тематики на онлайн-конференции с докладами выступили председатель Ассоциации операторов и производителей программных касс Андрей МОРОВ, председатель Ассоциации «Кассовые аппараты, компьютерные системы и торгово-технологическое оборудование» Владимир ПОПЛАВСКИЙ и директор РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» Алексей СМИЛЬГИН, которые проинформировали о результатах проведенной работы и принимаемых мерах, связанных с переходом на использование кассового оборудования, соответствующего новым требованиям.
Своим видением ситуации с точки зрения практической реализации стоящих задач поделились и представители бизнес-сообщества. В частности, говоря о проблематике перехода на кассовое оборудование, которое отвечает новым требованиям, председатель Ассоциации налогоплательщиков Любовь МИРОНЮК высказала мнение, что замена кассового оборудования — не главная проблема в данной ситуации: каждый субъект розничной торговли может сделать это максимально быстро. Но за этим следует целый комплекс работ, которые связаны с техническими моментами, с интеграцией кассового оборудования и учетных данных, с организацией взаимодействия различных систем, с обучением персонала и даже покупателей работе с кассовым оборудованием. Словом, вопросов, которые требуют решения, немало.
Бизнес осознает необходимость внедрения новых подходов и свою ответственность в этом процессе, но не все зависит от него. Для своевременного решения стоящих задач каждый участник этого процесса на своем этапе должен постараться выполнить свою работу оперативно, подчеркнула Любовь Миронюк.
Несмотря на то, что отдельные моменты выступлений, прозвучавших на конференции, послужили поводом для дискуссии, все же в главном вопросе представители бизнеса и госорганов были солидарны — без внедрения новых подходов, без установки кассового оборудования, которое обеспечивает передачу необходимых данных в такие информационные системы, как система контроля кассового оборудования и система маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, двигаться дальше не получится.
Подводя итоги онлайн-конференции, Владимир Муквич поблагодарил ее организаторов и всех участников, а также выразил надежду, что представленная на мероприятии информация будет учтена субъектами хозяйствования в организации своей деятельности и позволит принять оптимальное для их бизнеса решение.
Очевидно, что субъекты хозяйствования, которые умеют ценить время и видеть развитие ситуации в перспективе, уже позаботились о том, чтобы решить все вопросы с заменой своего кассового оборудования заблаговременно, в спокойном режиме. Тем же, кто только собирается последовать их примеру, стоит поторопиться, чтобы успеть сделать это в максимально комфортных для себя условиях — без очередей, напряженности и ажиотажа.
Для лучшей ориентации пользователей рекомендуем ознакомиться с информацией, размещенной на сайте Министерства по налогам и сборам, которая в том числе содержит сведения о ходе работ по обновлению кассового оборудования, а также моделях кассовых суммирующих аппаратов и программных касс, соответствующих новым требованиям и допущенных к использованию. Эти данные постоянно актуализируются. Кроме того, на сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» можно найти всю необходимую информацию об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, а также о программных кассах, которые соответствуют установленным новым требованиям.
Видеозапись состоявшейся онлайн-конференции доступна по ссылке.
Светлана ГРЕКОВА,
сетевое издание «padatak.by»