Будущее начинается сегодня
Мир становится мобильным. Ускоряются процессы цифровизации экономики, развиваются онлайн-сервисы и интернет вещей, расширяются горизонты применения электронного документооборота и электронного обмена данными. Все это позволяет по-новому взглянуть на традиционные процессы развития торговли, привычные модели которой ориентированы на бумажный документооборот и перестают быть эффективными.
Такое мнение прозвучало на заседании секции «Электронные документы в юридической практике», организованном в рамках I Форума ЭДО в Беларуси «Развитие электронного документооборота в Республике Беларусь».
На заседании секции «Электронные документы в юридической практике»
В контексте заявленной тематики речь шла в том числе о совершенствовании системы мониторинга товарных потоков и повышении вовлеченности субъектов хозяйствования в электронный обмен данными. Своим видением перспектив в этой области поделился начальник управления электронных ресурсов государственного предприятия «Центр систем идентификации» Евгений ЯКУШКИН.
На едином языке цифрового мира
Как отметил в своем выступлении Евгений Якушкин, происходящие сегодня изменения требуют внедрения новых технологий. «Например, таким инструментом может стать цифровизация процессов, реализованная на базе универсальной открытой мультисервисной платформы, представляющей собой экосистему управления взаимодействием широкого круга лиц и потоками данных. В ее основе — виртуальный трубопровод данных, умные контракты, интеграция электронных ресурсов и интеллектуальных устройств», — сказал он.
Ориентируясь на клиента и строя бесшовные, умные взаимодействия, такая экосистема меняет подход к предоставлению услуг. «Процессы управляются экосистемой без участия человека. Устраняются дублирование и ошибки, работает принцип совместного использования данных. Система сама формирует каталоги товаров и услуг, преобразует описанные человеком предметы и условия сделки в язык цифрового мира и направляет в виде умного контракта», — рассказал о возможностях платформы спикер.
Начиная с заключения умного контракта информационные системы регуляторов, имеющие доступ к данным, получают возможность в онлайн-режиме анализировать информацию и реализовывать разрешительные процедуры. Все участники сделки и регуляторы смогут определять движение грузов в режиме реального времени.
По словам Евгения Якушкина, в экосистеме цифровой торговли платежи за товары и услуги, включая предоставление кредитов, уплату налогов и пошлин, могут выполняться автоматически благодаря умным контрактам многостороннего взаимодействия.
«Экосистема цифровой торговли, построенная на едином языке бизнеса в виде международных стандартов идентификации, электронного обмена данными, фиксации юридически значимых событий, умных контрактов, блокчейна и инновационных средств расчетов, способна стать фундаментом нового качества, мониторингом товарных потоков и создать предпосылки для экономического роста, интегрируя интересы потребителей, бизнеса и государства и усиливая глобальную конкурентоспособность страны», — убежден руководитель.
Отчеты могут уйти в прошлое
Говоря о ключевых компонентах обозначенной картины будущего, Евгений Якушкин подчеркнул, что для мониторинга товарных потоков необходимы идентификация товаров, электронный обмен данными и событийная история в сочетании с технологией автоматической идентификации объектов в цепях поставок. Основой такой технологии сегодня выступают международные стандарты ассоциации GS1. Описание товаров осуществляется также на основе международного стандарта представления таких сведений. Соответствующая информация накапливается в пулах данных. В Беларуси таким пулом является Банк электронных паспортов товаров, который сегодня содержит около 14,5 млн. уникальных описаний товаров. Они идентифицируются с помощью глобального номера предмета торговли — GTIN (Global Trade Item Number). Участниками системы на сегодняшний день являются около 55 000 субъектов хозяйствования.
«Идентификация объектов, электронный обмен данными, событийная история позволяют проследить цепочку событий с сырьем, преобразованием его в товар, переходом в право собственности, если речь идет о реализации, перемещении товара с одного места хранения или переработки в другое место хранения, и сделать это все с минимальным участием человека, а значит, исключить ошибки, пересортицу и уменьшить издержки, то есть повысить ту самую конкурентоспособность, о которой идет речь», — отметил Евгений Якушкин.
Что касается мониторинга товарных потоков, то, по мнению спикера, если на языке бизнеса, который используется для автоматизации торгово-технологических процессов, будут разговаривать и регуляторы (таможенные органы, санитарные и ветеринарные инспекции, органы транспортного контроля и др.), то разрешительные процедуры, которые носят либо предварительный, либо текущий, либо последующий характер, могут быть также автоматизированы. «Это означает в теории, что нам с вами не нужно будет представлять, например, отчеты в инспекцию Министерства по налогам и сборам, потому что если процессы на 100 % переведены в цифру, то эти налоги могут считаться регуляторами и самостоятельно. То есть бумажные документы и их электронные аналоги, которые сегодня представляются субъектами хозяйствования, могут уйти в прошлое», — заявил руководитель управления электронных ресурсов.
Кроме этого, цифровизация на основе стандартов и использование доверенных источников данных, как тот же Банк электронных паспортов товаров, устраняют и такой непроизводительный процесс, как многократный ручной ввод данных о товаре в информационные системы.
По словам Евгения Якушкина, технология умных контрактов получает все большее распространение в цепях поставок. Результатом их внедрения являются мониторинг, защита данных и устранение избыточного контроля.
Работа в этом направлении продолжается. В том числе развивается информационная система «Банк электронных паспортов товаров» — ePASS, содержащая описания товаров в формате, соответствующем международным стандартам электронной торговли, которые в дальнейшем передаются участникам цепей поставок для использования в системах автоматизации бизнес-процессов.
На заседании была представлена подробная информация об основных функциях ePASS, его применении и работе с данным информационным ресурсом. В ходе мероприятия также были освещены вопросы, касающиеся получения и использования средств электронной цифровой подписи и особенностей работы с электронными документами в условиях всеобщей цифровой трансформации общественных отношений.
Светлана ГРЕКОВА,
сетевое издание «padatak.by»
(фото автора)