С 1 июля все индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговые декларации только в электронной форме
С 1 июля 2024 г. все индивидуальные предприниматели (ИП) будут обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа. Нововведение предусмотрено Законом Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (абз. 5, 6 п. 12 ст. 1, абз. 4 ст. 9). При этом возможность подачи декларации на бумажном носителе будет упразднена.
Представляемую в налоговые органы декларацию в электронной форме необходимо будет удостоверить электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Многие индивидуальные предприниматели уже имеют ЭЦП и успели по достоинству оценить удобство ее применения. А вот тем ИП, для которых ЭЦП пока в новинку, лучше заблаговременно позаботиться о ее оформлении, обратившись в один из регистрационных центров (РЦ), аккредитованных в Республиканском удостоверяющем центре Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь — РУЦ ГосСУОК. В Беларуси действуют 44 точки оказания таких услуг на базе 12 регистрационных центров. В их числе 19 — на базе РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
С перечнем услуг, а также порядком их оказания можно ознакомиться на сайте предприятия.
Издание сертификата ЭЦП возможно как с выдачей, так и без выдачи носителя ключевой информации. Предусмотрено также издание с дополнительным атрибутным сертификатом для работы с системами ФСЗН, что особенно важно при наличии у ИП наемных работников.
Выбрав необходимую услугу, следует определиться со сроком действия сертификата. Получить ЭЦП можно на один или на два года — все зависит от предпочтений. Кому-то удобнее оформить и оплатить услугу на два года, а для кого-то лучше продлевать срок действия ЭЦП каждый год.
Услуги оказываются при условии предварительной оплаты, которая подтверждается соответствующим документом (квитанция, чек, карт-чек). Оплатить выбранную услугу можно либо через систему «Расчет» (ЕРИП), либо на основании счета-фактуры.
После того как услуга оплачена, следует собрать документы. В частности, индивидуальным предпринимателям необходимо представить оригинал документа, удостоверяющего личность; перечень сведений о Подписчике для индивидуальных предпринимателей, заполненный и подписанный ИП, а также заверенный печатью (при ее наличии); копию документа, подтверждающего оплату услуги РЦ, а также копию свидетельства о государственной регистрации ИП, которую рекомендуется представить во избежание издания сертификата на основании недостоверных сведений.
Кроме того, при получении атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН нужно представить извещение о постановке на учет в органах ФСЗН.
После того как пакет документов сформирован, можно обращаться в регистрационный центр. Важный момент: для получения ЭЦП необходимо личное присутствие человека, который будет ею пользоваться.
В РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» предусмотрена возможность предварительной записи. Она организована на 10 календарных дней вперед. Записаться можно на портале info-center.by в соответствующем разделе. Обращаем внимание, что в РЦ по адресу г. Минск, пр. Машерова, 7 запись осуществляется только по телефону +375(17) 269-19-19.
В целом процедура оформления сертификата ЭЦП довольно простая, но не стоит откладывать ее на последний момент.
Светлана ГРЕКОВА,
сетевое издание «padatak.by»