Уклонение от уплаты налогов: способы разные — результат один
«Уж сколько раз твердили миру…» Эта строчка из известной басни невольно всплывает в памяти, когда речь заходит об очередных фактах использования схем незаконной минимизации налоговых обязательств и уклонения от уплаты налогов. Итог таких «хитрых» комбинаций предсказуем — пытаясь обмануть государство, субъекты хозяйствования подставляют под удар себя, ведь подобные действия всегда имеют негативные последствия, о чем неустанно предупреждают контролирующие органы. Тем не менее все еще находятся те, кто пытается манипулировать правовыми нормами ради своих корыстных интересов.
Вот лишь несколько свежих примеров.
Подмена обнаружена
При проведении внеплановой проверки частного предприятия инспекция Министерства по налогам и сборам выявила схему подмены реальных трудовых отношений путем формального заключения гражданско-правовых договоров на оказание услуг с целью уменьшения налоговых обязательств.
Установлено, что руководитель предприятия, он же учредитель, инициировал регистрацию индивидуальных предпринимателей из числа трудоустроенных работников организации с одновременным переводом их на неполное рабочее время. С ними были заключены соответствующие договоры возмездного оказания услуг предприятию по проведению практического обучения вождению механического транспортного средства, проверке знаний и приему экзаменов в рамках учебного плана.
При этом услуги новоявленные предприниматели оказывали единственному заказчику — указанному предприятию и фактически продолжали выполнять функции, которые ранее были предусмотрены трудовыми договорами.
Тщательно изучив и проанализировав все установленные обстоятельства, специалисты налоговых органов усмотрели в данной ситуации подмену трудовых отношений с физическими лицами хозяйственными отношениями между частным предприятием и индивидуальными предпринимателями, в результате которой был занижен доход, выплаченный работникам в качестве заработной платы. Таким образом, оказались заниженными налоговая база подоходного налога с физических лиц и сумма данного налога, подлежащая исчислению, удержанию и перечислению в бюджет.
В соответствии с нормами статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь проверяющие скорректировали налоговую базу. В итоге к уплате в бюджет дополнительно предъявлено 78 тыс. руб., в том числе налогов в сумме 63 тыс. руб.
В обход закона
По аналогичной схеме действовал директор частной компании, осуществляющей деятельность по перевозке грузов. Как установлено органами финансовых расследований Комитета государственного контроля, руководитель организовал регистрацию трех своих работников в качестве индивидуальных предпринимателей. В дальнейшем от их имени оформлялись фиктивные первичные учетные документы об оказании услуг по управлению организацией.
В действительности же никакие услуги эти индивидуальные предприниматели не оказывали. Денежные средства, которые организация перечисляла в их адрес, обналичивались и использовались руководителем на личные цели и выплату работникам заработной платы в конверте.
Таким образом, причиненный государству ущерб в виде не уплаченного в бюджет подоходного налога с физических лиц составил более 480 тыс. руб.
По информации Комитета государственного контроля, по данному факту уклонения налогового агента от исполнения обязанности по перечислению подоходного налога с физических лиц в особо крупном размере возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 2431 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Схема дала сбой
Желание любой ценой сэкономить на налогах подвело и индивидуального предпринимателя, который решил минимизировать свои налоговые обязательства, используя такую схему, как незаконное дробление бизнеса.
Реализация плана по разделению бизнеса между четырьмя взаимозависимыми лицами прошла успешно. Это позволило распределять совокупные доходы, получаемые от сдачи в аренду объектов недвижимости, в пределах критериев выручки, позволяющих применять упрощенную систему налогообложения, и избежать при превышении данных критериев уплаты в бюджет подоходного налога с физических лиц индивидуальным предпринимателем.
Факт использования указанной схемы был установлен в ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Министерства по налогам и сборам на основании анализа и оценки установленных обстоятельств, а также собранных доказательств. Произведена корректировка налоговой базы при применении положений пунктов 4 и 5 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь. В итоге предъявлены к уплате налоги и пени в сумме 120,3 тыс. руб.
Сомнительная выгода
Свыше миллиона рублей недоплатила в бюджет компания, владеющая сетью фитнес-клубов, в результате незаконного использования особого режима налогообложения.
Как установили органы финансовых расследований Комитета государственного контроля, ее собственники зарегистрировали в дополнение к основной компании еще три подконтрольных субъекта хозяйствования, на которые были оформлены новые фитнес-клубы, открытые в крупных городах Беларуси. При этом собственники бизнеса являлись учредителями всех компаний и осуществляли их руководство, а сами компании вели единую деятельность. Уже тот факт, что клиенты при покупке абонемента могли пользоваться любым фитнес-клубом этой сети, говорит о многом.
Получаемая выручка распределялась между основной и вновь созданными фирмами, что позволяло применять упрощенную систему налогообложения.
В результате незаконного использования особого налогового режима организация не уплатила налогов на общую сумму, превышающую 1 млн. руб.
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере в отношении собственников сети фитнес-клубов возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь. На имущество фигурантов наложен арест.
Конечно, желание сэкономить само по себе не преступно. Любой бизнес имеет право уменьшить свои налоговые обязательства, используя законные способы. Но если субъекты хозяйствования применяют для этого противозаконные схемы, то, как показывает практика контрольной деятельности, перерасчет налогов для них — лишь вопрос времени.
Подготовила Светлана ГРЕКОВА,
сетевое издание «padatak.by»
(по материалам официальных сайтов Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь и Комитета государственного контроля Республики Беларусь)