Три направления новаций, или Об основных изменениях в Налоговом кодексе с 2024 года
21 декабря 2023 г. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь провело конференцию «Практика применения законодательства в сфере налогообложения и основные изменения в 2024 году». Мероприятие прошло при организационной поддержке РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», а его участниками (в форматах офлайн и онлайн) стали более 600 бухгалтеров и экономистов. Значительный интерес к конференции был обусловлен скорым вступлением в силу законодательного акта с новациями налогового законодательства: как обычно, комплексные изменения, которые вносятся в Налоговый кодекс Республики Беларусь в преддверии нового года, начинают действовать с 1 января.
Подробные комментарии к этим изменениям еще появятся на страницах журнала, а пока узнаем, какие новации налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете рассматривались в рамках конференции как ключевые.
Внимание — клиентам
и цифровым инструментам
Как заметил Министр по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко, открывая работу конференции, налоговая служба страны на протяжении многих лет демонстрирует свою приверженность принципам, в соответствии с которыми клиентоориентированный подход и внедрение цифровых инструментов остаются для нее ключевыми направлениями развития. В этих направлениях сделано уже многое, но далеко не все. Понимание этого нашло свое отражение в Стратегии развития налоговых органов на 2024–2026 годы, в которой обоим направлениям уделено значительное внимание.
В частности, продолжая реализацию своих планов, налоговые органы в 2024 г. и в последующие годы намерены совершенствовать и расширять применение префайлинга, т.е. предварительного заполнения определенных налоговых деклараций за налогоплательщиков. В качестве цели видится полный переход на электронное взаимодействие с налогоплательщиками и соответственно полный отказ от использования таких документов на бумажных носителях. Именно на 2024 г. запланирована радикальная, по словам Министра, модернизация личного кабинета плательщика: работа в нем должна стать более информативной и наглядной, интерфейс личного кабинета будет осовременен, а наполнение позволит налогоплательщикам четко понимать, когда и по какой причине у налоговых органов могут возникнуть к ним вопросы.
И в целом, как подчеркнул Сергей Наливайко, анализ результатов работы в этих и других направлениях деятельности налоговых органов позволяет с уверенностью говорить о том, что белорусская налоговая служба ни в чем не уступает своим иностранным коллегам.
А что изменится в Налоговом кодексе?
Отвечая на этот вопрос, интересовавший всех участников конференции, заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Элла Селицкая систематизировала новации налогового законодательства и перечислила основные из них. Как было отмечено ею, законодательный акт, в котором обобщены изменения в Налоговый кодекс и который вступит в силу с 1 января 2024 г., сформирован по трем следующим направлениям:
- меры фискального характера и оптимизация налоговых льгот;
- меры стимулирующего характера;
- шаги по совершенствованию налогового администрирования.
Рассмотрим каждое из названных направлений.
К мерам фискального характера Элла Селицкая отнесла, например, индексацию ставок налогов, установленных в белорусских рублях, на прогнозный среднегодовой параметр инфляции: в 2024 г. они будут проиндексированы на 107,5 %. Кроме того, произойдет увеличение ставок акцизов с учетом международных обязательств нашей страны по Договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (от 3 октября 2022 г.).
Изменения в Налоговом кодексе предусматривают точечное повышение налогообложения, а именно применение повышенных ставок прямых налогов для доходов, сформированных в высокодоходных сферах деятельности, и для дорогостоящего имущества. В частности, до 25 % увеличивается ставка налога на прибыль при получении прибыли свыше 25 млн. бел. руб. за год. Устанавливается ставка подоходного налога с физических лиц (далее — подоходный налог) в размере 25 % в отношении совокупности доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, облагаемых по ставке в размере 13 % по трудовым договорам, в виде дивидендов, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превышающем за календарный год 200 тыс. бел. руб. Исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 % с суммы превышения будет производиться налоговым органом на основании налоговой декларации, которую физлицо, получившее указанные доходы, обязано будет представить по окончании календарного года в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. Следует обратить внимание на то, что при исчислении подоходного налога по ставке в размере 25 % суммы подоходного налога, удержанного ранее по ставке в размере 13 % и перечисленные в бюджет, будут подлежать зачету.
С 1 января 2024 г. устанавливается ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей (ИП) в размере 30 % при получении валовой выручки свыше 500 тыс. бел. руб. в год с последующим прекращением со следующего года деятельности в качестве ИП.
В качестве одного из шагов по точечному повышению налогообложения Элла Селицкая назвала увеличение ставки транспортного налога для владельцев люксовых автомобилей со сроком эксплуатации не более трех лет с даты их выпуска: к ставкам налога в таких случаях будет применяться коэффициент 10. Предполагается, что в перечень транспортных средств будут включены люксовые модели автомобилей таких марок, как Bentley, Rolls-Royce, Lexus, Porsche, Mercedes-Benz, Audi, BMW, Cadillac, Jeep, Land Rover, Jaguar.
В рамках проводимой работы по оптимизации налоговых льгот отменяются или пересматриваются отдельные льготы. Так, по налогу на прибыль отменяется льгота в отношении валовой прибыли от операций с корпоративными облигациями, условием эмиссии которых предусмотрен срок обращения менее одного года или предусмотрена возможность осуществления эмитентом досрочного их погашения или выкупа в течение года с момента их размещения. Вместе с тем будет сохранена льгота по налогу на прибыль по краткосрочным ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь, Банка развития Республики Беларусь, государственным и местным ценным бумагам.
С 2024 г. с 5 % до 10 % повышается льготная ставка от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства.
Отменяется льгота для производителей продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста с введением налогообложения прибыли по реализации такой продукции по ставке в размере 5 %.
Новации налогового законодательства предусматривают также ряд стимулов для повышения эффективности производственного процесса и развития отдельных отраслей экономики. Так, для сокращения дефицита кадров рабочих профессий выпускникам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, направленным на работу по распределению, будет предоставляться ежемесячный налоговый вычет по подоходному налогу в размере 620 руб. Вычет будет предоставляться в течение времени обязательной работы выпускников и срока последующего продления с ними контракта, но на срок не более 7 лет.
Для целей реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о международных автомобильных перевозках, которое в настоящее время проходит ратификацию и которое предусматривает выполнение каботажных автомобильных перевозок грузов белорусскими перевозчиками по территории Российской Федерации, в отношении белорусских международных автомобильных перевозчиков предусматривается ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0 (ноль) процентов.
Белорусским продавцам, осуществляющим дистанционную электронную продажу товаров физическим лицам других государств, будет предоставлено право на вычет сумм входного НДС в полном объеме. Таким образом, будут исключены случаи накопления больших сумм входного НДС у белорусских плательщиков, вычесть которые в пределах НДС, исчисленного по реализации, не представляется возможным.
В рамках работы по налоговому администрированию предусматривается взимание с физических лиц единого имущественного платежа, который будет включать в себя суммы транспортного налога, налога на недвижимость и земельного налога. Такой подход упростит порядок уплаты физлицами имущественных налогов, так как исключит необходимость уплаты каждого отдельного налога.
Для некоммерческих организаций (с 1 января 2024 г.) и ИП (с 1 июля 2024 г.) вводится обязанность представлять налоговые декларации по установленным форматам в виде электронного документа.
В части экологического налога устанавливается новый порядок определения налоговой базы по экологическому налогу за хранение отходов производства в ситуациях, когда организации не ведут должным образом учет отходов производства. В таких случаях налоговая база будет определяться не исходя из фактических объемов отходов производства, направленных на хранение в налоговом периоде, которые, по сути, без документов определить не представляется возможным, а исходя из лимита отходов, установленного в разрешении.
По транспортному налогу с 2024 г. будет осуществляться предварительное заполнение налоговых деклараций для организаций налоговыми органами. Для этого скорректирован порядок исчисления авансовых платежей: они будут рассчитываться исходя из наличия объектов налогообложения на начало каждого квартала без учета льгот. Устанавливается обязанность по уплате транспортного налога при заключении договора сублизинга для организаций-сублизингополучателей и обязанность по представлению сведений о транспортных средствах, переданных в сублизинг, для организаций-сублизингодателей.
В Налоговом кодексе закрепляется порядок направления организациям проекта налоговой декларации за 2024 г. в 2025 г., составленной на основании информации, имеющейся у налоговых органов (он является аналогичным порядку представления проекта налоговой декларации по земельному налогу). Элла Селицкая напомнила: в 2023 г. в налоговом законодательстве появилось положение (оно уже действует), согласно которому до 1 февраля 2024 г. налоговые органы направят в личные кабинеты плательщиков предварительно заполненные налоговые декларации по земельному налогу. Плательщики должны проанализировать эти проекты налоговых деклараций на предмет актуальности и полноты сведений, включенных в них по объектам налогообложения 2023 г. Если проект налоговой декларации составлен верно, документ следует подписать электронной цифровой подписью и не позднее 20 февраля 2024 г. направить его на портал МНС. Если же плательщик обнаружит, что сведения, включенные в проект налоговой декларации, неактуальные и(или) неполные, их нужно будет скорректировать, после чего подписать и отправить не позднее установленной даты на портал Министерства.
Заместитель Министра по налогам и сборам призвала плательщиков особенно внимательно отнестись к исполнению своих обязательств в этой части: в 2024 г. данный механизм будет опробован впервые, в связи с чем следует тщательно проанализировать представленные налоговыми органами сведения (на этом, начальном, этапе работы неточности в проектах документов действительно могут иметь место).
И еще один важный аспект налогового администрирования. До 1 апреля 2024 г. (включительно) налоговые агенты обязаны будут в соответствии с Налоговым кодексом представить сведения о доходах физических лиц за 2023 г. в электронном виде. Порядок представления таких сведений в настоящее время активно разъясняется Министерством по налогам и сборам. Следует иметь в виду: на официальном сайте Министерства в разделе «Все актуальное» подробно изложена необходимая информация (закладка «Представление налоговым агентом сведений о доходах физических лиц за 2023 год»). Важно знать: сведения, введенные и представленные налогоплательщиками до 31 декабря 2023 г., принимались на портале в тестовом режиме для проверки работоспособности и будут удалены 1 января 2024 г.
Это лишь отдельные изменения налогового законодательства, которые вступают в силу в 2024 г. Заместитель Министра по налогам и сборам пообещала, что в ближайшее время представителями налоговых органов будут подготовлены комментарии в отношении корректировок, которые ожидают Налоговый кодекс. Кроме того, в течение I квартала 2024 г. в Минске и областных центрах будут организованы и проведены встречи с налогоплательщиками для того, чтобы разъяснить особенности изменяющегося законодательства и предупредить тем самым проблемы, которые могут возникнуть при применении изменившихся норм Налогового кодекса.
МСФО будут применяться шире
С актуальной для 2024 г. проблематикой бухгалтерского учета участников конференции знакомила Татьяна Рыбак, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
В первую очередь представитель Минфина обратила внимание бухгалтеров, присутствовавших на мероприятии, на тот факт, что в 2024 г. и в последующие годы будет продолжена работа по применению на широкой основе Международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО) в бухгалтерском учете. Импульс к развитию применения МСФОй был дан Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Так, с 1 января 2025 г. организации банковского сектора перейдут к ведению бухгалтерского учета и формированию одного пакета финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Остальные организации будут применять национальное законодательство в бухгалтерском учете и отчетности, которое будет развиваться в направлении сближения с МСФО.
Татьяна Рыбак также назвала отдельные нормативные правовые акты, которые будут действовать уже начиная с 2024 г. В частности, с 1 января 2024 г., как было отмечено, вступает в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете» (далее — постановление № 79). Одновременно признается утратившим силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 8 августа 2018 г. № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций». Основная цель принятия постановления № 79 заключается в том, чтобы способствовать соблюдению закрепленных в Законе Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон о бухгалтерском учете) принципов преобладания экономического содержания, начисления, соответствия доходов и расходов. Следует учитывать: постановление № 79 не распространяется на организации банковского сектора и на хозяйственные операции, совершенные в отношении товарно-материальных ценностей и строительных работ.
Так, с 1 января 2024 г. для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете в соответствии с постановлением № 79 будет использоваться только одна дата — дата составления первичного учетного документа. Данный реквизит относится к числу сведений, указание которых в первичном учетном документе является согласно пункту 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете обязательным.
Для применения постановления № 79 в организациях положением об учетной политике следует установить так называемую предельную дату, в качестве которой должна быть дата утверждения месячной бухгалтерской отчетности, если организация составляет таковую, или иная дата месяца, следующего за отчетным, если организация месячную бухгалтерскую отчетность не составляет.
Действие данных положений постановления № 79 можно представить на условном примере. Предположим, в положении об учетной политике в качестве предельной даты установлено 5-е число, акт приемки оказанных услуг составлен исполнителем 29 января, но оформление его не завершено, так как недостает одного обязательного сведения (подписи заказчика). Если заказчик подпишет акт, например, 2 февраля (т.е. до предельной даты), то хозяйственную операцию по оказанию услуги по этому акту необходимо отражать 29 января. Если же заказчик подпишет акт 7 февраля (т.е. после предельной даты), хозяйственная операция по оказанию услуги по этому акту должна отражаться в феврале 2024 г. как ошибка в порядке, установленном для исправления ошибок.
Таким образом, с 1 января 2024 г. согласно постановлению № 79 не требуется разграничение услуг в зависимости от срока действия договора и использования заказчиком результата услуги.
С 2024 г. вступит в силу также постановление Министерства финансов Республики Беларусь, которым утверждается Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Инвентаризация активов и обязательств». В сравнении с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, с изменениями и дополнениями, в Национальном стандарте:
- сокращены положения, касающиеся организационных аспектов проведения инвентаризации;
- изменены сроки проведения инвентаризации;
- исключены формы актов инвентаризации, сличительных ведомостей (организация должна установить самостоятельно);
- установлена дата отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации.
В заключение Татьяна Рыбак отметила: поскольку курс на сближение с МСФО будет продолжен, соответственно будет происходить переход от регулирования с помощью детальных правил к регулированию на основе принципов. Это потребует от бухгалтеров расширения применения в работе профессионального суждения.
Вячеслав СКИМН,
ведущий научный редактор
редакторского отдела редакции
Республиканского унитарного предприятия
«Информационно-издательский центр по налогам и сборам»