Новации Налогового кодекса: чего ожидать в следующем году?
Впрочем, забегать вперед не будем и разберемся во всем предметно, но с некоторыми оговорками: законопроект в ходе согласования, не исключено, еще претерпит некоторые изменения.
Документ один — целей много
К настоящему моменту уже и разработчики проекта Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (к слову, в Парламент он внесен Советом Министров Республики Беларусь), и эксперты, принимающие участие в обсуждении документа и подготовке его окончательной редакции (в том числе эксперты от бизнес-сообщества), рассказали о своих ожиданиях в связи с предстоящими изменениями законодательства.
Так, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь указывают на то, что законопроект призван обеспечить решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов его практического применения и будет способствовать дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, оптимизации налоговых льгот, совершенствованию налогового администрирования, а также облегчению восприятия плательщиками норм Налогового кодекса. В целом, как отмечается, документ предусматривает определенные системные меры по совершенствованию налогового законодательства и достижению оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, не допуская при этом снижения бюджетных доходов. Для этого участие граждан в решении социальных задач государства будет уравнено, а налоговая нагрузка на различные категории плательщиков налогов станет равноценной.
В свою очередь, в Министерстве экономики надеются на то, что новации в налогообложении придадут развитию бизнеса дополнительный стимул. В частности, заместитель Министра экономики Республики Беларусь Владимир Наумович под таким развитием понимает переход малого бизнеса к «более зрелому бизнесу с соответствующими системами платежей». Представитель Министерства экономики уточняет: «…системы налогообложения, которые существуют в стране для юридических лиц, достаточно проработаны и не должны обременять работу начинающим предпринимателям». Любые предложения бизнеса в этой части, по заверению Владимира Наумовича, будут услышаны: «У бизнеса всегда есть предложения по оптимизации и упрощению этих систем. Задача государства — услышать бизнес и предложить варианты по корректировке, которые удовлетворили бы все стороны. В нашей стране достаточно четко выстроена система налогообложения для различных субъектов предпринимательства: существуют различные формы и системы. Сегодня в большей степени стоит вопрос о совершенствовании подходов к налогообложению».
В том, что последнее обещание будет выполнено, сомнений нет: негосударственный сектор экономики формирует значительную часть доходов бюджетов, республиканского и местных. К примеру, в Минской области в январе–сентябре текущего года от всех бизнес-субъектов обеспечено поступление в региональный бюджет порядка 58 % всех доходов. Конкретно ИП уплачено 6,2 % (162,7 млн. руб.). А вообще по стране… Министр экономики Александр Червяков называет вклад предпринимательства в экономику огромным: «Практически 25 % ВВП страны формируется предпринимателями. Бизнесом занимается треть занятого в экономике населения, которое формирует треть инвестиций и треть поступлений доходов в бюджет».
Как видно, заинтересованность государства в эффективной работе бизнеса высокая. Но как ее сохранить и повысить в условиях системной трансформации подходов к налогообложению, в частности, ИП?..
Требуется синхронность!
С учетом того, что внесение изменений в Налоговый кодекс происходит практически одновременно с совершенствованием законодательства о предпринимательской деятельности, бизнес-сообщество обращает внимание на важность синхронного принятия новых и изменяющихся правовых норм. На этом, в частности, настаивает директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич.
«Бизнес провел анализ и оценку этих изменений. Наиболее активно в этой работе участвовали индивидуальные предприниматели, — сказала Жанна Тарасевич. — Сегодня возникает вопрос синхронности принятия документов, над которыми работали парламентарии, — это изменения в Налоговый кодекс и в законы о предпринимательской деятельности. С учетом изменений в налогообложении для ИП важен упрощенный переход в юридическое лицо. Если эти акты будут приняты синхронно, то у субъектов хозяйствования всегда будет оставаться выбор — перейти в юридическое лицо либо оставаться индивидуальным предпринимателем».
В этом смысле некоторую ясность относительно того, как могут развиваться события в будущем, вносит позиция Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Николая Снопкова. На состоявшемся недавно форуме деловых кругов Беларуси он, в частности, назвал перерегистрацию ИП в юридические лица «чувствительной темой» и заявил следующее: «…мы будем действовать в этом вопросе спокойно, последовательно, используя исключительно экономические механизмы. Так, чтобы было комфортно и без барьеров».
При решении данных вопросов, по его словам, кроме того, «на организации численностью до пятидесяти человек распространятся льгота и преференции, как у ИП, т.е. упрощение делопроизводства, совмещение должности руководителя и главного бухгалтера…».
«Эти нововведения не являются окончательными, есть еще масса стратегических, системных и тактических решений Правительства, которые, на наш взгляд, должны стимулировать предпринимательскую активность», — отмечает первый вице-премьер.
Изменения для всех
Что же это за изменения, ожидающие нас с 1 января 2024 г.?
В законопроекте обращают на себя внимание, например, такие новации, как установление ставки подоходного налога с физических лиц в размере 25 % в отношении части доходов, превышающей 200 тыс. руб., получаемых за календарный год; повышенное налогообложение подоходным налогом по ставке в размере 30 % всех доходов, полученных ИП с начала 2024 г., если размер таких доходов превысил 500 тыс. руб., а также предоставление налогового вычета выпускникам учреждений образования, реализующих образовательные программы высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, направленным на работу по распределению, в размере минимальной заработной платы на срок до 7 лет. Последняя мера, как ожидается, обеспечит более надежную закрепляемость выпускников на их первых рабочих местах.
Документ содержит запрет на осуществление деятельности в статусе ИП, если доход в течение года превысит 500 тыс. руб. В таком случае со следующего календарного года гражданин вправе продолжить осуществление деятельности только в статусе коммерческой организации.
Традиционным изменением в налоговом законодательстве является совершенствование базовых ставок по ряду налоговых платежей с учетом инфляционных процессов (речь о «твердых» ставках в белорусских рублях). Рост ставок ожидается в пределах 7 %.
Кроме того, законопроектом предлагаются трансформация отдельных малоэффективных налоговых льгот в пониженные ставки и отмена малоэффективных налоговых льгот, отмена уплаты налога на добавленную стоимость для ИП по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), увеличение ставки налога на прибыль для высокорентабельных организаций и предприятий всех форм собственности и другие меры.
Вячеслав СКИМН,
ведущий научный редактор редакторского отдела редакции
Республиканского унитарного предприятия
«Информационно-издательский центр по налогам и сборам»