Нацбанк обозначил основные факторы, влияющие на инфляционные процессы в Беларуси
Годовой прирост потребительских цен в отчетном квартале продолжал замедляться и уменьшился с 2,9 % в июне до 2 % в сентябре. Годовая базовая инфляция снизилась с 2 % в июне до минус 0,2 % в сентябре 2023 г. «В наибольшей степени этому способствовала динамика цен на мясную и молочную продукцию, а также на ряд позиций бакалейной группы», — поясняется в информационном обзоре.
Так, в животноводстве продолжилось удешевление молока сырого коровьего и живых свиней, что отразилось на ценах на мясную и молочную продукцию на потребительском рынке. Замедлился рост цен в годовом выражении по большинству других позиций животноводства.
«В целом в сентябре 2023 г. цены производителей в животноводстве в годовом выражении снизились на 5,6 % при их росте на 6 % в июне», — отмечает регулятор.
Свою роль в снижении интенсивности прироста потребительских цен также сыграла адаптация логистики поставок продукции после введенных экономических ограничений, что помогло стабилизировать ситуацию на рынке импортируемых товаров. А укрепление белорусского рубля по отношению к российскому стало препятствием для реализации проинфляционных рисков для внутреннего потребительского рынка от ускорения роста цен в России.
«О замедлении инфляционных процессов свидетельствует и трендовая инфляция, уровень которой в сентябре 2023 г. составил 1,2 % в годовом выражении при 2,6 % в июне 2023 г. Средняя интенсивность прироста потребительских цен снизилась до минус 0,4 % в сентябре 2023 г. при 0,9 % в июне», — констатируют эксперты главного банка страны.
По данным Нацбанка, в III квартале доля товаров и услуг, цены (тарифы) на которые в годовом выражении снизились, по сравнению с предыдущим кварталом выросла на 14,3 процентного пункта и составила более половины потребительской корзины — 56,5 %. При этом доля товаров и услуг, цены (тарифы) на которые за год выросли более чем на 10 %, в течение квартала снизилась с 13 % до 11 %.
Тенденция замедления роста цен сохраняется
Как отмечает регулятор, инфляционные процессы в минувшем квартале характеризовались замедлением инфляции при росте регулируемых и сезонных цен.
В отчетном квартале административно регулируемые цены (тарифы) увеличились с 5,6 % в июне до 7,1 % в сентябре 2023 г. Рост произошел на фоне повышения тарифов на горячее водоснабжение, услуги пассажирского железнодорожного транспорта межрегионального и регионального сообщений, а также удорожания услуг страхования легковых автомобилей и лекарственных препаратов.
Наблюдалось также ускорение роста сезонных цен в годовом выражении на плодоовощную продукцию. «В наибольшей степени за год увеличились цены на фрукты (с 0,7 % в июне до 14,2 % в сентябре 2023 г.) главным образом вследствие удорожания импортируемых позиций», — проинформировали в Нацбанке.
В то же время регулятор отмечает, что со стороны промышленного и сельскохозяйственного сегментов давление на потребительский рынок уменьшилось за счет продолжающегося снижения цен производителей. Больше всего у производителей подешевел картофель и свежие овощи (помидоры, огурцы). Вместе с тем на фоне сокращения урожая в течение отчетного квартала продолжали расти в годовом выражении цены на зерновые культуры.
В целом в сентябре 2023 г. цены производителей сельскохозяйственной продукции уменьшились на 4,8 %, а в животноводстве — на 5,6 % в годовом выражении.
Продолжалась тенденция замедления роста цен и производителей промышленной продукции. За III квартал 2023 г. годовой прирост цен снизился на 0,7 процентного пункта до 3,7 % в сентябре.
Что касается инфляционных ожиданий населения, то они сохранились практически на уровне предыдущего квартала. Согласно опросу в сентябре 2023 г. ожидаемая в следующие двенадцать месяцев инфляция составила 11,2 % (в июне 2023 г. — 10,9 %).
Внутренний спрос — основной драйвер роста ВВП
Влияние экономической активности на инфляцию в отчетном квартале Нацбанк оценивает как нейтральное.
По оценкам, в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года ВВП в сопоставимых ценах подрос на 6 %. Основным драйвером его роста оставался внутренний спрос, в большей степени обусловленный продолжающимся восстановлением потребительской активности.
За июль–сентябрь темп прироста розничного товарооборота составил 10,5 %.
«Поддержанию потребительского спроса в отчетном квартале способствовали высокие темпы роста реальной заработной платы (в III квартале 2023 г. — на 15,3 %, кварталом ранее — на 13,1 %), а также потребительского кредитования (на 22,1 % и 5,4 % соответственно) на фоне низких процентных ставок», — поясняет регулятор.
Поддержку внутреннему спросу также оказало увеличение капитальных расходов бюджета. При этом консолидированный бюджет в III квартале был исполнен с профицитом.
Девалютизация экономики продолжается
Устойчивая ситуация на валютном рынке в целом способствовала поддержанию курса белорусского рубля.
«Устойчивость валютного рынка, стабилизация инфляционных ожиданий, а также поддержание банками ставок по долгосрочным банковским вкладам на привлекательном уровне в совокупности способствовали притоку рублевых депозитов в банковский сектор», — отмечают эксперты Нацбанка.
По приведенным данным, в сентябре этого года срочные рублевые депозиты физических лиц в годовом выражении увеличились на 22,7 % (в июне 2023 г. — на 25,1 %).
Кредитование банками экономики в III квартале осуществлялось преимущественно в белорусских рублях. В сентябре 2023 г. средние требования банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» к экономике в национальной валюте увеличились в годовом выражении на 34,1 %.
«Опережающему росту рублевого кредитования способствовали перевод валютной кредитной задолженности в рублевую, а также привлекательные ценовые условия по кредитным продуктам в национальной валюте», — говорится в обзоре.
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков юридическим лицам (без учета льготных кредитов) в белорусских рублях сложилась в сентябре нынешнего года на уровне 8,1 % годовых.
Как отмечает регулятор, в целом динамика кредитования экономики оставалась умеренной.
«Рост объема кредитования в национальной валюте, а также увеличение доли рублевой составляющей в структуре широкой денежной массы до 54 % свидетельствуют о продолжающемся процессе девалютизации экономики», — заявляют в Нацбанке.
Светлана ГРЕКОВА,
ведущий корреспондент редакторского отдела редакции
Республиканского унитарного предприятия
«Информационно-издательский центр по налогам и сборам»