Без взысканий и пеней. Налоговая служба напоминает: добровольно исполнять налоговые обязательства просто
Работа по созданию условий, стимулирующих добровольное исполнение налоговых обязательств, приобрела в настоящее время для налоговых органов особые смысл и размах. От контролирующих функций налоговая служба отказываться, конечно, не намерена, но характер такой деятельности изменился кардинально. Основной акцент в ней на протяжении вот уже целого ряда лет делается на профилактику, упреждение и самостоятельное устранение плательщиками нарушений. При этом превалирующей формой контрольной работы является камеральный контроль: он позволяет на основе анализа имеющейся в налоговых органах информации выявлять нарушения у плательщиков, уведомлять их об этом, предоставляя возможность добровольно уточнить свои налоговые обязательства и самостоятельно доплатить в бюджет налоги. Что важно — без привлечения к административной ответственности.
Подтверждает сказанное годовая статистика о количестве проверочных мероприятий, явно указывающая на то, что число посещений плательщиков с проверками за несколько лет сократилось в разы. Так, только с 2019 г. оно уменьшилось с 19,3 тыс. до 4,4 тыс. в прошлом году. Вот и сейчас в очередной раз налоговики напоминают о том, что добровольное исполнение налоговых обязательств является простым и надежным способом избежать неприятностей в будущем.
О том, что такие неприятности наверняка наступят, информация в сводках новостей появляется регулярно. Вот только несколько свежих примеров.
В Могилеве по результатам внеплановой проверки частного предприятия налоговой инспекцией выявлено, что данная организация искажала сведения о совершении хозяйственных операций и объектах налогообложения, подлежащих отражению в бухгалтерском и налоговом учете, а также налоговых декларациях (расчетах). Делалось это путем намеренного разделения деятельности между предприятием и индивидуальным предпринимателем.
В Бобруйске внеплановая проверка индивидуального предпринимателя позволила установить, что им были искажены сведения об объектах налогообложения, подлежащих отражению в учете предпринимательской деятельности и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах). Бизнес в этом случае был разделен между пятью индивидуальными предпринимателями, которыми применялись общеустановленный порядок налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и упрощенная система налогообложения (УСН) без уплаты НДС. Условное разделение деятельности на несколько субъектов позволило распределить выручку и избежать уплаты НДС.
От уплаты налогов, изменяя структуру бизнеса, уклонялся и собственник частного предприятия в Пружанах. Схема, придуманная им, была простой: в тот момент, когда валовая выручка предприятия достигла максимального критерия, дающего право применять УСН, был создан и оформлен на другое лицо зависимый субъект хозяйствования. Как впоследствии стало известно, выручка между основным предприятием и аффилированной организацией распределялась искусственно. Это создавало видимость законного применения льготного режима налогообложения.
В подобных случаях как минимум предъявляются к уплате налоги и пени, а как максимум… Впрочем, речь сейчас не об этом. Как отмечают в налоговой службе, есть ряд схем уклонения от налогообложения, с которыми при проверках субъектов хозяйствования проверяющим приходится сталкиваться особенно часто. А способов их выявления с течением времени, к слову, появляется все больше: налоговая служба, концептуально изменив подходы к проведению налогового контроля, все более активно, повсеместно и результативно использует для этого современные технологии, возможности продвинутой аналитики и риск-ориентированного подхода.
Что касается непосредственно схем уклонения от налогообложения, то к ним следует отнести:
-
сокрытие выручки;
-
искажение стоимости товаров (работ, услуг);
-
«дробление бизнеса»;
-
неправомерное применение льгот;
-
необоснованный возврат из бюджета сумм НДС;
-
использование индивидуальных предпринимателей для обналичивания денежных средств и оформления фиктивных услуг;
-
подмену трудовых отношений гражданско-правовыми;
-
выплату в конвертах заработной платы и иных доходов.
Учитывая вышеприведенные примеры, необходимо отметить тот факт, что отечественное налоговое законодательство не содержит определения такого термина, как «дробление бизнеса». Тем не менее это общее понятие используется для названия одной из схем уклонения от уплаты налогов. Данная схема реализуется посредством намеренного разделения деятельности крупного субъекта хозяйствования на необходимое количество субъектов, имеющих право на применение особых режимов налогообложения и различные преференции, предназначенные законодательством для малых организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе на отдельных территориях.
Фактически предпринимательская деятельность в схеме «дробление бизнеса» контролируется одним лицом либо группой лиц, которыми и принимаются управленческие решения. При этом для сокрытия признаков такой схемы имитируется самостоятельность предпринимательской деятельности каждого субъекта, участвующего в схеме.
И все же при проведении контрольно-аналитических мероприятий налоговые органы неизменно исходят из принципа презумпции добросовестности, в соответствии с которым плательщик налогов, сборов признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений. В связи с этим плательщик вправе до назначения проверки самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора). Таким правом плательщика наделяет норма, закрепленная в пункте 6 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь. Воспользовавшись им, можно представить соответствующие налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями, т.е. уточненные налоговые декларации (расчеты).
А после исполнения налогового обязательства у плательщика появляется возможность ходатайствовать об освобождении от уплаты пеней в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 23 июля 2015 г. № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней». Так, в пункте 2 Положения о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденного названным Указом Главы государства, перечислены информация и сведения, которые должно содержать ходатайство, составленное заявителем с целью полного или частичного его освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней, а также документы, которые необходимо приложить к такому ходатайству. Одновременно данным Положением определяются сроки подачи и рассмотрения ходатайств, государственные органы, в которые они подаются и которые их рассматривают, а также иные важные особенности освобождения плательщиков от административных взысканий и уплаты пеней.
Следует подчеркнуть: в случае невозможности единовременной уплаты налогов (сборов), пеней, исчисленных (начисленных) в связи с представлением уточненных налоговых деклараций (расчетов), плательщику может быть изменен срок их уплаты в форме:
-
отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов (сборов), пеней — на срок не более одного года;
-
рассрочки с поэтапной уплатой (ежемесячно или ежеквартально равными долями) сумм задолженности по налогам (сборам), пеням — на срок не более одного года;
-
отсрочки с последующей рассрочкой — на срок не более двух лет.
Порядок принятия решений о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки регламентирован главой 5 Налогового кодекса Республики Беларусь. Нормами этой главы, в частности, определены:
-
основания и порядок изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, пеней в форме отсрочки, рассрочки или отсрочки с последующей рассрочкой;
-
порядок принятия решения об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, пеней;
-
порядок контроля за выполнением решений об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, пеней и другие особенности принятия решений о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки.
Министерство по налогам и сборам призывает всех субъектов экономического процесса соблюдать законодательство и исполнять свои обязательства перед государством по уплате налогов. Только так можно обеспечить устойчивое развитие экономики и благоприятные условия для жизни и бизнеса в стране.
Вячеслав СКИМН,
ведущий научный редактор
редакторского отдела редакции
Республиканского унитарного предприятия
«Информационно-издательский центр по налогам и сборам»