В ходе рабочего визита делегации Министерства иностранных дел Республики Беларусь в Королевство Испания в 2017 г. Министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей, с белорусской стороны, и Министр иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания Альфонсо Мария Дастис Кеседа, с испанской стороны, 14 июня 2017 г. подписали в г. Мадриде Конвенцию между Республикой Беларусь и Королевством Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (далее — Конвенция).
Целью заключения Конвенции является урегулирование налоговых взаимоотношений между Республикой Беларусь и Испанией путем распределения и закрепления за каждым из государств прав на налогообложение отдельных видов дохода (имущества) юридических и физических лиц одной страны, получаемого (расположенного) в другой стране, а также определение порядка устранения двойного налогообложения и обмена информацией между налоговыми службами Беларуси и Испании.
Согласно положениям статьи 27 Конвенции ее положения вступают в силу через три месяца с даты получения последнего уведомления о выполнении договаривающимися государствами внутригосударственных процедур, в связи с чем после подписания Конвенции в двух государствах были проведены необходимые внутригосударственные процедуры.
Так, в Республике Беларусь Конвенция была ратифицирована Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 81-З «О ратификации Конвенции между Республикой Беларусь и Королевством Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» (принят Палатой представителей 7 декабря 2017 г., одобрен Советом Республики 19 декабря 2017 г.).
С соблюдением условий, обозначенных в статье 27 Конвенции, через три месяца после получения уведомления о выполнении испанской стороной внутригосударственных процедур — по информации Министерства иностранных дел Республики Беларусь, 9 мая 2021 г., — Конвенция вступила в силу.
Необходимо отметить, что до этого Республикой Беларусь применялась Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 г. (далее — Конвенция СССР), которая вступила в силу с 7 августа 1986 г. После распада СССР она применялась в отношениях между Республикой Беларусь и Испанией с 25 декабря 1991 г. на основании правопреемства Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР.
Конвенция СССР прекратила свое действие и применение в отношениях между Республикой Беларусь и Королевством Испания (п. 3 ст. 27 Конвенции) с дат начала применения положений Конвенции.
Вышеуказанной статьей 27 Конвенции установлены следующие даты начала применения ее положений в отношении различных налогов в Республике Беларусь и в Королевстве Испания:
-
в отношении налогов, взимаемых у источника, — с доходов, выплаченных или начисленных 9 или после 9 мая 2021 г.;
-
в отношении других налогов — к налогам, взимаемым за любой налоговый период, начинающийся 1-го или после 1 января 2022 г.;
-
в отношении других случаев — с 9 мая 2021 г.
Общие сведения и сфера действия Конвенции
Конвенция основывается на типовой конвенции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал — наиболее распространенной модели налоговых соглашений, которой руководствуется Республика Беларусь при заключении двусторонних налоговых соглашений с иностранными государствами наряду с Типовой конвенцией Организации Объединенных Наций об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами.
Структура Конвенции соответствует структуре вышеназванных моделей:
-
название и преамбула;
-
область применения соглашения (лица и налоги, на которые распространяется соглашение);
-
определения (включает статьи «Общие определения», «Резидент», «Постоянное представительство»);
-
налогообложение дохода, налогообложение капитала — основополагающие статьи о порядке налогообложения отдельных видов доходов и капитала и распределении между договаривающимися государствами прав на их налогообложение;
-
методы устранения двойного налогообложения;
-
специальные положения (статьи «Недискриминация», «Процедура взаимного соглашения», «Обмен информацией», «Члены дипломатических представительств и консульских учреждений»);
-
заключительные положения (вступление в силу, прекращение действия, подписи сторон);
-
Протокол, составляющий неотъемлемую часть соглашения.
В связи с этим многие положения Конвенции СССР, нашедшие свое отражение в Конвенции, изменили свое местоположение.
Так, положения пункта 2 статьи 1 «Лица, к которым применяется Конвенция» Конвенции СССР в отношении определения лица с постоянным местопребыванием теперь соответствуют положениям статьи 4 «Резидент» Конвенции, заключенной Республикой Беларусь.
В отдельные статьи выделены нормы о налогообложении доходов некоторых категорий физических лиц (директоров, артистов и спортсменов, студентов), ранее рассматривавшихся в статье 12 Конвенции СССР «Доходы физических лиц».
Как и все соглашения об избежании двойного налогообложения, Конвенция распространяется только на прямые виды налогов, оговоренные в пункте 3 статьи 2 Конвенции. В отношении таких поименованных видов доходов, порядок взимания которых устанавливает национальное законодательство, Конвенция в зависимости от характера деятельности и вида дохода плательщика может устанавливать иной режим налогообложения.
В Республике Беларусь Конвенция регулирует порядок уплаты налога на доходы, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц, а также налога на недвижимость.
В Королевстве Испания положения Конвенции распространяются на:
-
налог на доходы физических лиц;
-
корпоративный налог;
-
налог на доходы нерезидентов;
-
налог на капитал;
-
местные налоги на доходы и капитал.
Система налогообложения в Испании в отношении налогов на доходы физических лиц в основном представлена двумя видами налогов: подоходного налога с физических лиц, являющихся резидентами Испании для целей налогообложения (IRP), и подоходного налога с доходов нерезидентов, полученных из источников в Испании (IRNR).
Резиденты Испании облагаются подоходным налогом в отношении своего мирового дохода (независимо от того, где он был получен) после произведения установленных законом вычетов, по следующим прогрессивным ставкам (актуальны в 2022 г.):
Диапазон налогооблагаемого дохода |
Ставка налога |
До 12 450 евро |
19 % |
От 12 450 до 20 200 евро |
24 % |
От 20 200 до 35 200 евро |
30 % |
От 35 200 до 60 000 евро |
37 % |
От 60 000 до 300 000 евро |
45 % |
Свыше 300 000 евро |
47 % |
Отдельная шкала ставок установлена в отношении дохода от накопления сбережений (включает дивиденды и прочие доходы от владения долями в компаниях; проценты и другие доходы от предоставления собственного капитала третьим лицам; доходы от капитализации и страхования жизни и утраты трудоспособности; прирост капитала от отчуждения активов):
Диапазон налогооблагаемого дохода |
Ставка налога |
До 6 000 евро |
19 % |
От 6 000 до 50 000 евро |
21 % |
От 50 000 до 200 000 евро |
23 % |
Свыше 200 000 евро |
26 % |
Следует отметить, что указанные ставки установлены на национальном уровне, в то время как фактическая ставка налогообложения представляет собой сумму национальной ставки и ставки, утвержденной каждой автономией Испании. Таким образом, налоговые обязательства могут отличаться в зависимости от региона.
Доход нерезидентов облагается налогом по общеустановленной ставке в размере 24 % или 19 %, если плательщик является резидентом стран — членов Европейского союза (далее — ЕС) или стран Европейской экономической зоны, с которыми осуществляется эффективный обмен налоговой информацией.
Нерезиденты таже подлежат налогообложению в отношении следующих доходов:
-
прирост капитала от отчуждения активов — 19 %;
-
пенсии — прогрессивная шкала от 8 % до 40 %;
-
проценты — 19 % (освобождение предусмотрено для резидентов ЕС); дивиденды — 19 %; роялти — 24 %.
Именно соглашениями об избежании двойного налогообложения устанавливаются более низкие ставки налога на эти виды доходов нерезидентов.
Физическое лицо признается резидентом Испании для целей налогообложения, если соответствует хотя бы одному из следующих условий:
-
находится в Испании более 183 дней в течение календарного года;
-
имеет в Испании центр своей деятельности или центр своих экономических интересов. Предполагается, если не доказано иное, что обычным местом жительства налогоплательщика является Испания, если на основании вышеуказанных критериев не проживающий(-ая) отдельно супруг(-а) и несовершеннолетние дети-иждивенцы постоянно проживают в Испании.
Лица, не соответствующие ни одному из вышеперечисленных критериев, не являются резидентами Испании для целей налогообложения, и IRNR подлежит взиманию с их дохода из испанских источников и прироста капитала в Испании.
В соответствии с испанским законодательством понятия резидента на неполный год не существует. Физическое лицо является резидентом или нерезидентом и облагается налогом как таковое в течение всего налогового года.
В случаях, когда физическое лицо может признаваться резидентом для налоговых целей в двух разных странах, применяются положения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности, статьи «Резидент».
Так, в случае возникновения спорных ситуаций Конвенция позволит определить страну резидентства физического лица, признаваемого исходя из национальных норм как резидентом Беларуси, так и резидентом Испании. Для этого последовательно применяются следующие критерии (п. 2 ст. 4 Конвенции):
-
постоянное жилище, доступное лицу1;
-
личные и экономические связи (центр жизненных интересов)2;
-
место обычного проживания;
-
гражданство.
Гражданка Республики Беларусь 1 сентября 2021 г. выехала на постоянное место жительство в Испанию к постоянно проживающему там супругу и проживает совместно с ним в принадлежащих ему апартаментах. Ее несовершеннолетний ребенок остался проживать с ее матерью в принадлежащей указанной гражданке квартире в г. Минске, в которой она беспрепятственно останавливается во время периодических визитов в Беларусь. Гражданка владеет земельным участком в Республике Беларусь на праве частной собственности. Также ей принадлежит контролирующая доля участия в белорусской компании, в связи с чем она принимает ключевые решения и осуществляет эффективное управление ее деятельностью.
В данной ситуации указанное лицо в 2021 налоговом году признается резидентом для целей налогообложения в Испании (исходя из вышеизложенных национальных правил Испании как супруга постоянно проживающего в Испании лица), а также резидентом Республики Беларусь (на основании нахождения на территории Беларуси более 183 дней — п. 1 ст. 17 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — НК).
В такой ситуации будут применены критерии пункта 2 статьи 4 Конвенции.
Первый критерий — о наличии постоянного жилища удовлетворяется как в Испании, так и в Беларуси. Так, имеются основания полагать, что гражданка располагает постоянным жилищем в Беларуси, учитывая возможность проживания в своей квартире, а также наличие у нее земельного участка, полученного в частную собственность.
Следовательно, далее применяется критерий центра жизненных интересов. Учитывая проживание несовершеннолетнего ребенка в Беларуси, владение недвижимой собственностью и земельным участком, осуществление управления белорусским предприятием и получение экономической выгоды в виде дивидендов, Конвенция позволяет признать ее налоговым резидентом Беларуси в 2021 г.
Корпоративный налог взимается в Испании (в том числе с постоянных представительств в части прибыли, относящейся к деятельности такого представительства в Испании) по ставке в размере 25 %. Вновь образованные компании в течение первых двух лет уплачивают корпоративный налог по ставке в размере 15 % (за исключением компаний, которые не занимаются коммерческой деятельностью, вновь созданных компаний, которые являются частью национальной или международной группы, а также компаний, хозяйственная деятельность которых ранее осуществлялась взаимозависимой компанией/физическим лицом).
Белорусская компания осуществляет строительные работы на площадке, расположенной в Испании.
В отсутствие соглашения об избежании двойного налогообложения национальное законодательство Испании рассматривает юридическое лицо как действующее через постоянное представительство, если у него есть постоянное или регулярное место осуществления любых видов деятельности. Строительные площадки, сборочные или монтажные объекты признаются постоянным представительством иностранной организации, если их продолжительность превышает шесть месяцев.
Практически такой же временной порог предусмотрен и в белорусском законодательстве — строительная площадка, монтажный или сборочный объект с начала ее (его) существования признаются постоянным представительством иностранной организации, если существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего сто восемьдесят дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 180 НК).
Однако Конвенция (п. 3 ст. 5) увеличивает данный временной порог признания строительной площадки, строительного или сборочного объекта постоянным представительством до 12 месяцев. Такой период предусматривался и Конвенцией СССР. А это означает, что строительная площадка белорусской организации будет, как и раньше, признаваться ее постоянным представительством в Испании только по истечении 12-месячного периода со дня начала работ. При этом принимая во внимание положения пункта 1 статьи 7 Конвенции, в Испании допускается налогообложение только той части прибыли белорусского предприятия, которая извлекается в результате деятельности через расположенное там постоянное представительство (в данном случае — стройплощадку).
Налог на капитал (богатство) уплачивается в Испании со стоимости активов 31 декабря каждого года.
Все автономные сообщества Испании могут установить свой порог необлагаемого минимума. Если регион его не устанавливает, применяется необлагаемый минимум в размере 700 000 евро. Помимо этого, домовладельцам предоставляется дополнительный вычет в размере 300 000 евро в отношении стоимости их основного места жительства.
Налоговое обязательство рассчитывается путем применения прогрессивных ставок, установленных автономными сообществами Испании, к чистой налогооблагаемой базе (т.е. после применения налоговых льгот). Если в регионе не установлена собственная шкала, то применяется шкала, установленная на национальном уровне, — от 0,2 % до 3,5 %. С 2021 налогового года правительство увеличило самую высокую налоговую ставку на 1 % в автономных сообществах, которые не утвердили свои собственные ставки. Это означает, что активы стоимостью более 10 млн. евро могут облагаться налогом по ставке в размере до 3,5 % в зависимости от региона.
Автономные сообщества могут установить свои собственные налоговые льготы по налогу или снизить его. Несколько автономных сообществ уже заявили, что намерены полностью отменить налоги на имущество.
Налогоплательщики обязаны подавать декларации по налогу на имущество, если у них есть налоговые обязательства или их состояние (освобожденное или нет) превышает 2 млн. евро.
В Испании также имеется налог на предпринимательскую и профессиональную деятельность — местный прямой налог, ежегодно взимаемый с осуществления в Испании деловой, профессиональной или творческой деятельности (независимо от того, осуществляется она в определенном помещении или нет), если чистый оборот за предыдущий налоговый год составил не менее 1 млн. евро. Размер подлежащего уплате налога зависит от различных факторов, таких как вид осуществляемой деятельности, а также расположение и размер помещений, в которых осуществляется деятельность. Ставка налога не может превышать 15 % от предполагаемой средней прибыли от коммерческой / профессиональной деятельности.
Налог на имущество — это местный налог, взимаемый с владельцев расположенной в Испании недвижимости.
Налоговое обязательство представляет собой процент от налогооблагаемой стоимости имущества в зависимости от типа имущества (сельского или городского) и муниципалитета, в котором оно расположено.
Тарифы могут быть установлены каждым регионом в пределах минимальных и максимальных ставок:
|
Городская недвижимость |
Недвижимость в сельской местности |
Особые виды недвижимости |
Минимум |
0,4 % |
0,3 % |
0,4 % |
Максимум |
1,1 % |
0,9 % |
1,3 % |
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 21 Конвенции, необходимо понимать, что в случае владения белорусским резидентом в Испании недвижимым имуществом, к которому в том числе относится имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения общего права в отношении земельной собственности, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов, его налогообложение будет осуществляться в Испании. При этом морские и воздушные суда (как это определено в п. 2 ст. 6 Конвенции) не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.
Отличия двух международных договоров в части налогообложения доходов. Практические ситуации применения отдельных положений Конвенции
Безусловно, в новом соглашении не только актуализированы процедурные аспекты (наименования компетентных органов, перечень входящих в сферу действия налогов, определения договаривающихся государств), но также приведены в соответствие с современными реалиями подходы к налогообложению.
Существенные отличия двух международных договоров и практические аспекты применения норм Конвенции будут рассмотрены далее.
Статья 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Конвенции как основная статья налогового соглашения определяет, как облагаются все доходы от предпринимательской деятельности, которые не подпадают под другие статьи Конвенции, а именно — в том государстве, резидентом которого является получатель дохода. Исключение составляют виды доходов, определенные в других статьях соглашения, а также прибыль от осуществления деятельности через постоянное представительство (часть прибыли, относящаяся к деятельности постоянного представительства, может облагаться в государстве, в котором оно расположено). Таким образом, статья 7 Конвенции непосредственным образом связана со статьей «Постоянное представительство».
Кроме того, сообразно типовой модели в Конвенцию (п. 4 ст. 7) включена отсутствовавшая ранее норма о возможности определения налогооблагаемой прибыли, относящейся к постоянному представительству, на основе пропорционального распределения общей суммы прибыли предприятия его различным подразделениям.
Как уточнено в Протоколе к Конвенции, в Беларуси этот пропорциональный метод применяется в соответствии с положениями статьи 180 НК (ст. 139 НК на момент подписания Конвенции).
Сфера действия статьи 8 Конвенции сужена по сравнению с Конвенцией СССР и распространяется только на прибыль от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, в том числе от участия в совместной деятельности или международном транспортном агентстве, в то время как Конвенция СССР распространяла действие статьи 6 на любой вид транспорта, используемый для международной перевозки (подп. b) п. 1 ст. 3 Конвенции СССР). Однако при этом сохранен подход к определению места налогообложения как государства, в котором расположено место фактического руководства предприятием.
Зарегистрированное в Республике Беларусь транспортное предприятие осуществляет международные перевозки автомобильным транспортом. Прибыль, полученная в Испании от оказания таких услуг автомобильным транспортом, в период действия Конвенции СССР подпадала под действие статьи «Прибыль от международных перевозок», однако она выпадает из сферы действия статьи 8 Конвенции.
Это вовсе не означает, что для белорусского предприятия такая деятельность не является международными перевозками в соответствии с национальным законодательством, однако для целей применения Конвенции деятельность по оказанию услуг международных перевозок автомобильным транспортом рассматривается в рамках статьи 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности», и право облагать налогом доходы, полученные от такой деятельности, у Испании не возникает при отсутствии постоянного представительства на ее территории.
Включенные в Конвенцию и отсутствовавшие ранее положения статьи 9 «Ассоциированные предприятия» Конвенции предоставляют возможность в случае необходимости откорректировать для целей налогообложения размер прибыли предприятия, полученной в результате сделок на условиях, отличных от принципа «вытянутой руки», совершенных между взаимозависимыми лицами (находящиеся в разных государствах материнская и дочерняя компании или две дочерние компании под общим управлением одной материнской).
Статьи 10, 11 и 12 Конвенции предоставляют право облагать налогом доходы в виде дивидендов, процентов и роялти не только государству резидентства получателя доходов, но и государству — источнику их выплаты по установленным в этих статьях процентным ставкам.
Ставка налога на доходы в виде дивидендов
значительно уменьшена по сравнению с Конвенцией СССР: с 18 %3
до 5 % — если подлинным владельцем является компания (но не товарищество), непосредственно контролирующая не менее 10 % капитала компании, выплачивающей дивиденды, и 10 % — во всех других случаях.
Эти ставки также меньше установленных законодательством Республики Беларусь (12 % для организаций и 13 % для физических лиц).
По процентам ставка, удерживаемая у источника выплаты, снижена по сравнению с национальной (10 % для организаций и 13 % для физических лиц) и установлена в размере 5 %.
При этом не предусмотрено взыскание налога на доходы от долговых обязательств в случаях, определенных в пункте 3 статьи 11 Конвенции (по займам, полученным или предоставленным договаривающимися государствами, их правительствами, центральными банками, местными органами власти, или по займам, гарантированным или застрахованным ими, а также когда получателем процентов является финансовое учреждение или одобренный пенсионный фонд).
Следует обратить внимание, что Конвенция СССР предусматривала налогообложение процентов только в стране резидентства их получателя. А это означает, что для налоговых агентов, выплачивающих процентные доходы испанским резидентам, возникают новые обязательства. Рассмотрим их на примере.
Белорусский банк, которому испанским финансово-кредитным учреждением (не подпадающим под п. 3 ст. 11 Конвенции) в 2018 г. открыта кредитная линия на 5 лет, производит процентные выплаты по кредиту.
До 09.05.2021 такие выплаты освобождались от налога на доходы в Беларуси при условии подтверждения резидентства контрагента в Испании и его статуса подлинного владельца.
Однако с 09.05.2021 (так как ст. 27 Конвенции установлено, что ее положения применяются в отношении налогов, взимаемых у источника, с даты вступления Конвенции в силу) из начисляемых с этой даты испанскому заимодавцу процентов белорусским налоговым агентом должен удерживаться налог на доходы по ставке в размере:
5 % — при условии подтверждения налогового резидентства в Испании и статуса подлинного владельца;
10 % (подп. 1.3 п. 1 ст. 192 НК) — в иных случаях, когда право на применение Конвенции не подтверждено.
Ставка налога на роялти
в размере 5 % (15 % по национальному законодательству) и общий подход к налогообложению таких доходов не изменились.
В рамках комплексного договора франчайзинга испанский резидент заключает с белорусским франчайзи лицензионный договор о передаче сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау).
Будучи объектом интеллектуальной собственности, ноу-хау подпадает под определение доходов в виде роялти, к которым как согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 189 НК, так и согласно статье 12 Конвенции относятся, в частности, платежи за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта.
Следовательно, при наличии у франчайзера прав на применение льготы в рамках Конвенции и соответствующих подтверждений получаемые им доходы от возмездной передачи ноу-хау белорусскому предприятию подлежат налогообложению по ставке в размере 5 %.
В отношении статьи 12 Конвенции особое внимание следует уделять закрепленному в нем термину «роялти», который и определяет сферу действия данной статьи.
В качестве примера укажем, что в Конвенции СССР доходы от авторских прав и лицензий не включали в себя платежи за использование или за предоставление права использования транспортных средств. А это означает, что доходы испанских резидентов от сдачи в аренду белорусской организации транспортных средств:
-
освобождались от налога на доходы в рамках статьи 5 Конвенции СССР, если дата их начисления согласно правилам статьи 148 НК (в ред. до 01.01.2019) приходилась на период по 31.12.2018 включительно;
-
облагались налогом на доходы по ставке в размере 5 % с учетом статьи 7 Конвенции СССР, если дата их начисления согласно правилам статьи 191 НК приходится на период начиная с 01.01.2019 (так как с 01.01.2019 подп. 1.3 п. 1 ст. 189 НК конкретизировано, что термин «роялти» для целей налогообложения относит транспортные средства к оборудованию)4;
-
с 09.05.2021 облагаются по ставке в размере 5 % в соответствии со статьей 12 Конвенции.
Обобщая изложенное в отношении дивидендов/процентов/роялти, отметим, что первоначально их налогообложение производится по установленным в Конвенции ставкам в государстве — источнике выплаты, а затем в государстве получения доходов осуществляется зачет уплаченной суммы.
Наряду с этим подпунктом с) пункта 1 Протокола к Конвенции явно определено, что положения статей 10, 11 и 12 настоящей Конвенции не применяются, если основной или одной из основных целей любого лица, связанного с выплатой дивидендов, процентов или роялти, было преднамеренное использование преференций этих статей.
Положениями статьи 14 «Доходы от работы по найму» Конвенции установлено, что вознаграждение физического лица — резидента Республики Беларусь от работы по найму, осуществляемой им на территории Испании, будет облагаться налогом в Испании. При этом в такой ситуации за Республикой Беларусь сохраняется исключительное право налогообложения при одновременном соблюдении трех условий (п. 2 ст. 14 Конвенции):
-
физическое лицо — резидент Беларуси находится на территории Испании в течение периода или периодов, не превышающих в общей сложности 183 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом году, и
-
вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом Испании, и расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство нанимателя в Испании.
В части порядка налогообложения физических лиц не нашли отражения в отдельных статьях (положениях) Конвенции нормы статьи 12 Конвенции СССР о налогообложении доходов преподавателей и заработной платы за работу по найму, непосредственно связанной со строительными или монтажными работами, в течение периода, когда строительная площадка или монтажный объект не являются постоянным представительством. Следовательно, такие доходы с начала применения Конвенции будут рассматриваться в общем порядке согласно пункту 1 статьи 14 Конвенции
Выделенные в отдельную статью 17 Конвенции пенсии и другие подобные вознаграждения за работу по найму в прошлом будут облагаться в том государстве, резидентом которого является их получатель.
Касательно студентов и учащихся (ст. 19 Конвенции) следует отметить, что исключено 6-летнее ограничение предоставления льготы в отношении доходов, получаемых ими для целей своего содержания, образования или практики из источников за пределами государства нахождения.
В силу норм статьи 20 «Другие доходы» Конвенции налогообложение видов доходов, не указанных в предыдущих статьях Конвенции, осуществляется независимо от источника их возникновения в стране резидентства получателя таких доходов. В категорию других доходов включаются в том числе:
ежегодные выплаты и доходы по некоторым полисам страхования жизни;
-
выигрыши от азартных игр;
-
пособия на детей, алименты;
-
выплаты за ущерб и другие доходы в виде компенсаций при увольнении;
-
доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров.
Налогообложение имущества в соответствии с нормами Конвенции
Порядок налогообложения доходов от операций с имуществом определяется статьями 6 «Доходы от недвижимого имущества» и 13 «Доходы от отчуждения имущества» Конвенции. Доходы от прямого использования, сдачи внаем или использования в любой другой форме недвижимого имущества облагаются налогом в том государстве, в котором расположено такое недвижимое имущество (п. 1 ст. 6 Конвенции). При этом термин «недвижимое имущество» определяется согласно национальному законодательству государства, в котором такое имущество расположено.
Аналогичный порядок налогообложения (по месту нахождения имущества) предусмотрен в отношении доходов от отчуждения недвижимого имущества, определенного в статье 6 Конвенции (п. 1 ст. 13 Конвенции).
Указанный принцип не распространяется на доходы от отчуждения эксплуатируемых в международных перевозках морских или воздушных судов или связанного с такой эксплуатацией движимого имущества — их налогообложение осуществляется в государстве, в котором расположено место фактического руководства предприятия, эксплуатирующего такие морские или воздушные суда. В этом отношении подход Конвенции СССР сохранен, за исключением сужения сферы действия пункта 3, который теперь регулирует налогообложение доходов от отчуждения морских или воздушных судов (а не всех транспортных средств), эксплуатируемых в международных перевозках.
Пунктом 4 статьи 13 Конвенции определено, что при отчуждении акций компании, более 50 % стоимости которых приходится на недвижимое имущество, налог на доходы подлежит уплате в государстве нахождения такого имущества. По сравнению с Конвенцией СССР уточнено положение «акции… полностью или в основном состоят из недвижимого имущества», а именно установлена доля стоимости недвижимого имущества в стоимости акции более 50 %.
В русле такой же логики выстроена статья 21 «Капитал» Конвенции, которая устанавливает порядок налогообложения таких же видов имущества, как и в статье 13 Конвенции.
Доходы от отчуждения видов имущества, не определенных в статье 21 Конвенции, облагаются в государстве резидентства лица, отчуждающего имущество.
Таким образом, заключенная Республикой Беларусь и Испанией Конвенция направлена на устранение двойного налогообложения доходов (имущества) плательщиков, снижение налоговой нагрузки и создание тем самым благоприятных экономических условий для резидентов двух государств с целью развития двусторонней торговли товарами/услугами/имущественными правами, стимулирования движения капитала и трудовых ресурсов, активизации инвестиционной деятельности.
Процедурные вопросы применения Конвенции
Согласно положениям статьи 22 «Устранение двойного налогообложения» Конвенции и в Беларуси, и в Испании устранение двойного налогообложения доходов в государстве резидентства осуществляется путем вычета из суммы налога на доходы суммы налога, уплаченного в государстве — источнике выплаты.
Конвенция предусматривает возможность проведения взаимосогласительной процедуры (ст. 24) между компетентными органами двух государств на основании обращения заинтересованного лица. Уточним, что исходя из пункта 1 статьи 24 Конвенции обращение должно направляться в компетентный орган той страны, резидентом которой является лицо, считающее, что его налогообложение не соответствует положениям Конвенции.
Конвенцией расширен порядок обмена информацией между налоговыми органами для предотвращения уклонения от уплаты налогов и выявления налоговых нарушений. В частности, государство, у которого запрашивается информация, обязано принять установленные законодательством меры для получения запрашиваемой информации, даже если она может не понадобиться ему для собственных налоговых целей. Также на основании запроса компетентного органа одного государства другим государством могут быть получены сведения, которыми располагает находящийся в его юрисдикции банк, финансово-кредитное учреждение, назначенное лицо, посредник или доверенное лицо, а также сведения в отношении права собственности лица (пп. 4–5 ст. 25 Конвенции).
Поскольку Конвенция начинает применяться в отношении доходов, облагаемых у источника выплаты дохода, полученных после 9 мая 2021 г., возникает вопрос о возможности применения выданного до этой даты подтверждения налогового резидентства Испании, содержащего ссылку на Конвенцию СССР, до конца 2021 г. для целей применения положений Конвенции. В связи с этим Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь поясняет следующее.
В соответствии с частью четвертой пункта 1 статьи 194 НК документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации в иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее — подтверждение), действителен на протяжении календарного года, в котором он выдан, если не установлено иное. Если в подтверждении налогового резидентства иностранной организации указан период действия, оно применяется в течение указанного в нем периода (ч. 5 п. 1 ст. 194 НК).
Как правило, подтверждение налогового резидентства, выдаваемое компетентным органом Испании, не содержит периода его действия, а выдается по состоянию на определенную дату. Поэтому если действие подтверждения налогового резидентства Испании не ограничено периодом, то оно может применяться не только в том году, в котором оно выдано, но и в последующем календарном году либо в течение последующих двух календарных лет при соответствии требованиям, определенным в части седьмой пункта 1 статьи 194 НК.
Соответственно подтверждение, выданное до 9 мая 2021 г. без указания периода действия и содержащее ссылку на Конвенцию СССР, может представляться в налоговый орган Республики Беларусь и применяться до конца 2021 г. для целей получения резидентами Испании установленных Конвенцией налоговых преференций.
При выполнении требований, установленных частью седьмой пункта 1 статьи 194 НК, такое подтверждение может применяться также в течение двух последующих календарных лет, т.е. в 2022–2023 гг.
Подтверждение налогового резидентства, выданное компетентным органом Испании после 19 мая 2021 г., должно содержать ссылку на Конвенцию, заключенную с Республикой Беларусь 14.06.2017.
Обращаем внимание, что, если Конвенцией между государствами распределены права на налогообложение определенного вида дохода, не допускается уплата налога с этого дохода в том государстве, в котором такой налог согласно нормам соглашения не подлежит уплате (или подлежит уплате по более низкой ставке), и проведение зачета сумм налога в том государстве, которому соглашением предоставлены права на взимание налога с такого дохода.
Следовательно, если в рамках Конвенции доход подлежит налогообложению не в Испании, а в Беларуси, либо облагается у источника по льготной ставке, белорусскому резиденту следует получить в налоговых органах Республики Беларусь сертификат налогового резидентства (выдается бесплатно) по форме согласно приложениям 7 или 11 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 апреля 2013 г. № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов» для последующего представления в налоговые органы Испании и получения соответствующей преференции.
ВНИМАНИЮ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ!
На официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.gov.by в подразделе «Соглашения об избежании двойного налогообложения» раздела «Международное сотрудничество» размещен текст данной Конвенции.
Текст Конвенции на испанском языке можно при необходимости найти на сайте Налоговой администрации Испании: