Что необходимо знать при импорте указанной категории товаров, рассмотрим в настоящей публикации.
Правовое регулирование
Правовые основания для предоставления тарифных преференций установлены:
-
Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее — Договор);
-
Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее соответственно — ТК ЕАЭС, Союз);
-
Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (далее — Решение № 130);
-
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции»;
-
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 6 апреля 2016 г. № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза»;
-
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2018 г. № 60 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (далее — Решение № 60);
-
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 33 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (далее — Решение № 33).
Порядок предоставления преференций
Согласно статье 25 Договора под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Статьей 36 Договора установлено, что в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из:
- развивающихся стран, — применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 80;
- наименее развитых стран, — применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин названного Единого таможенного тарифа.
Положениями статьи 37 Договора определено, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или наименее развитых стран, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Решением № 60.
Условия предоставления преференций
Условия предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, установлены пунктами 3 и 7 Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 6 апреля 2016 г. № 47.
Рассмотрим условия предоставления тарифных преференций (см. табл.).
Таблица
Тарифные преференции предоставляются: |
|
в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, если: |
в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, если: |
страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению № 2 к Решению № 130 (далее — перечень развивающихся стран) |
страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению № 3 к Решению № 130 (далее — перечень наименее развитых стран) |
товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 8 (далее — перечень преференциальных товаров) |
|
обеспечено выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза Правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденными Решением № 60 (далее — Правила) |
Заметим, что:
-
в перечень развивающихся стран включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с доходом выше среднего, а также с высоким уровнем дохода;
-
в перечень наименее развитых стран включаются страны, состоящие в списке наименее развитых стран Организации Объединенных Наций.
В перечень развивающихся стран входят Арабская Республика Египет, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка и ряд других. В свою очередь, в перечень преференциальных товаров включены в основном добываемые полезные ископаемые, растительная продукция, выращенная или собранная на территории данной страны, продукция, полученная от выращенных в данной стране животных, продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов, произведенная в данной стране, и т.п. Кроме того, не подлежит освобождению от уплаты таможенных платежей высокотехнологичная продукция.
Вместе с тем применение тарифных преференций в отношении отдельных или всех товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, может быть временно приостановлено по решению Евразийской экономической комиссии при наличии одного или нескольких из следующих оснований:
-
страна не принимает необходимые меры, включая меры законодательного и организационного характера, направленные на борьбу против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (прекурсоров);
-
страна не принимает необходимые меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
-
страна не принимает необходимые меры по противодействию терроризму;
-
страна допускает недружественные действия по отношению к государству-члену или Союзу, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государства-члена или Союза либо физических и (или) юридических лиц государств-членов, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств-членов доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств-членов;
-
страна допускает неоднократные нарушения положений действующих в рамках Союза правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (в том числе в области определения происхождения товаров, выполнения требований и условий административного сотрудничества, документального подтверждения происхождения товаров), дающие основания полагать, что такая страна не в состоянии обеспечить их надлежащее применение в отношении экспортируемых товаров;
-
объем ввоза на таможенную территорию Союза товара, происходящего из развивающейся или наименее развитой страны (на уровне субпозиции ТН ВЭД ЕАЭС*), включенного в перечень преференциальных товаров, превышающий в стоимостном или количественном исчислении 3 % общего объема ввоза такого же товара на таможенную территорию Союза, увеличился в течение года более чем на 50 %, результатом чего стало сокращение объемов производства аналогичных товаров производителями государств-членов и (или) сокращение их доли на внутреннем рынке Союза.
Вопрос
Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления расчески (код ТН ВЭД ЕАЭС 9615 11 000 0), происходящие из Арабской Республики Египет, таможенной стоимостью, эквивалентной 1 000 долл. США. Товар ввозится непосредственно из Арабской Республики Египет по контракту, заключенному с египетской фирмой.
Обязательно ли для предоставления тарифной преференции по уплате ввозной таможенной пошлины при помещении ввозимого товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представлять в таможенный орган сертификат происхождения товара по форме «А»?
Ответ
В соответствии с пунктом 30 Правил в подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара либо декларация о происхождении товара.
Согласно пункту 41 Правил происхождение партии товара, таможенная стоимость которой не превышает в эквиваленте 5 000 евро, может подтверждаться декларацией о происхождении товара.
Ввиду того, что в рассматриваемой ситуации таможенная стоимость партии товаров менее 5 000 евро, тарифная преференция может быть предоставлена на основании декларации о происхождении товара.
Вопрос
Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления кофе, происходящий из Гвинейской Республики, таможенной стоимостью, эквивалентной 3 000 долл. США. Товар ввозится непосредственно из Гвинейской Республики по контракту, заключенному с гвинейской фирмой. Для получения тарифной преференции необходима декларация о происхождении товара.
Что представляет собой декларация о происхождении товара?
Ответ
Пунктом 30 Правил установлено, что декларация о происхождении товара должна содержать запись на английском или французском языке:
that these products are of ............. preferential origin».
....................................................................................
(name of the signatory, signature, date)
или
«Le producteur, le vendeur ou l'expediteur des produits indiques dans ce document br> declare que ces produits sont de l'origine preferentielle de»..........................................................................................
(nom du signataire, signature, date)
Запись удостоверяется путем проставления подписи уполномоченного лица изготовителя, продавца или отправителя с указанием его фамилии, а также даты ее удостоверения.
В силу статьи 30 ТК ЕАЭС декларация о происхождении товара — это коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что коммерческие документы — документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
Таким образом, декларация о происхождении товара представляет собой запись о происхождении товара на коммерческом или любом другом документе, имеющем отношение к товару.
Вопрос
Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления два наименования лекарств, происходящих из Исламской Республики Пакистан, таможенной стоимостью, эквивалентной 1 000 долл. США и 500 долл. США соответственно. Товары ввозятся из Исламской Республики Пакистан по двум контрактам, заключенным с одной и той же пакистанской фирмой. Для получения тарифной преференции белорусская организация намерена представить декларацию о происхождении товара, выполненную на общем упаковочном листе для обоих товаров.
Однако таможенный представитель сообщил, что тарифная преференция не может быть предоставлена в данном случае. Почему?
Ответ
На основании пункта 62 Правил таможенные органы государств-членов отказывают в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из страны-пользователя, если не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные пунктом 22 Правил. Согласно пункту 22 Правил тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если в том числе подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V Правил.
В соответствии с пунктом 62 раздела V Правил декларация о происхождении товара оформляется на одну партию товара.
Согласно пункту 2 Правил партия товара — это товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки.
В рассматриваемой ситуации декларация о происхождении товара выполнена на общем упаковочном листе для товаров, ввозимых по двум контрактам (т.е. одна декларация выполнена на две партии товаров). Следовательно, тарифная преференция предоставлена быть не может.
Вопрос
Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ковры, происходящие из Арабской Республики Египет, таможенной стоимостью, эквивалентной 7 000 евро. Для получения тарифной преференции белорусская организация представляет сертификат формы «А».
На каком языке он должен быть заполнен и нужно ли переводить этот текст сертификата на русский язык?
Ответ
Пунктом 33 Правил определено, что сертификат о происхождении товара заполняется на английском или французском языке.
Сертификат о происхождении товара — это сертификат о происхождении товара формы «А», являющийся документом, свидетельствующим о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) страны — пользователя единой системы тарифных преференций Союза (п. 2 Правил).
Ввиду норм пункта 7 статьи 80 ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций таможенным органам могут представляться документы, составленные на государственных языках государств-членов или на иностранных языках.
Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в необходимых для совершения таможенных операций документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства-члена, таможенному органу которого представляются такие документы.
Таким образом, сертификат о происхождении товара формы «А» заполняется на английском или французском языке. При этом субъект хозяйствования вправе добровольно или по требованию таможенного органа обязан предоставить перевод содержащихся в нем сведений на русский язык.
Вопрос
Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ковры, происходящие из Народной Республики Бангладеш, таможенной стоимостью, эквивалентной 7 000 евро. Для получения тарифной преференции белорусская организация представляет сертификат формы «А». В то же время у декларанта имеется копия авианакладной на перевозку ковров из Республики Бангладеш в Республику Беларусь.
Имеет ли право таможенный орган отказать в предоставлении тарифной преференции по причине отсутствия оригинала авианакладной?
Ответ
Исходя из норм пункта 28 Правил документы, подтверждающие соблюдение прямой поставки и непосредственной закупки, должны быть представлены таможенному органу государства-члена. В случае непредставления таможенному органу государства-члена указанных документов тарифные преференции в отношении товаров не предоставляются.
В соответствии с пунктом 26 Правил в качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем может рассматриваться в том числе транспортный (перевозочный) документ.
Пунктом 6 статьи 80 ТК ЕАЭС определено, что документы, необходимые для совершения таможенных операций, представляются в виде электронных документов или документов на бумажном носителе. Допускается представление копий (в том числе бумажных копий электронных документов) указанных документов, если Договором, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной не установлено обязательное представление оригиналов таких документов.
В силу статьи 90 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, могут быть представлены в таможенный орган декларантом до подачи декларации на товары или после ее подачи до выпуска товаров, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС из информационных систем. В таком случае лица указывают сведения об этих документах и (или) сведения из них в таможенной декларации или представляют их таможенным органам иным способом согласно ТК ЕАЭС.
Копии документов, необходимых для совершения таможенных операций, представляемые таможенному органу, должны быть засвидетельствованы нотариально или органом, выдавшим такие документы, либо заверены декларантом или лицом, их представившим или получившим, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь, иными международными договорами и актами, составляющими право Союза.
Наряду с этим при принятии на основании системы управления рисками, применяемой таможенными органами, решения о проверке соответствия копий документов, заверенных декларантом либо лицом, их представившим или получившим, их оригиналам по требованию таможенного органа декларант представляет оригиналы этих документов.
Следовательно, для получения тарифной преференции декларант вправе представить копию авианакладной (так как правила не устанавливают обязанность представления ее оригинала). Однако таможенные органы вправе затребовать оригинал этого документа и при его отсутствии отказать в предоставлении тарифной преференции и в выпуске товара на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.
Вопрос
Вправе ли белорусская организация получить тарифную преференцию в отношении товара, ввозимого и происходящего из Арабской Республики Египет, приобретенного у организации, зарегистрированной в Китайской Народной Республике, в случае его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и представления в таможенный орган совместно с декларацией на товары сертификата о происхождении товара формы «А», подтверждающего происхождение товара из Арабской Республики Египет?
Ответ
Пунктом 22 Правил установлено, что тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным Правилами, а также если в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с пунктом 27 Правил, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 Решения № 33.
Подпунктом «а» пункта 2 Решения № 33 закреплено, что с 1 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. включительно условие непосредственной закупки, предусмотренное пунктом 27 Правил, не применяется в качестве обязательного условия для предоставления тарифных преференций.
Учитывая изложенное, белорусская организация вправе получить тарифную преференцию даже в случае приобретения товара у организации, зарегистрированной в Китайской Народной Республике, т.е. при условии невыполнения условия непосредственной закупки.
Вопрос
Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления вещества поверхностно-активные органические, происходящие из Республики Замбия. Данный товар стоимостью 500 долл. США ввозится непосредственно из Республики Замбия. Товар передан белорусской организации замбийской организацией безвозмездно в целях проведения промышленных испытаний.
Имеет ли право белорусская организация применить тарифную преференцию в отношении ввозимого товара?
Ответ
Пунктом 62 Правил определено, что таможенные органы государств — членов Союза отказывают в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из страны-пользователя, если не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные пунктом 22 Правил. Согласно пункту 22 Правил тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если в том числе в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с пунктом 27 Правил.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если он приобретен лицом государства — члена Союза у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в установленном порядке в стране-пользователе, из которой происходит такой товар.
Исходя из того, что в рассматриваемой ситуации имеет место не сделка купли-продажи, тарифная преференция в отношении ввозимого товара предоставлена быть не может.
Вопрос
Белорусская организация ввезла из Лаосской Народно-Демократической Республики товар — приправы смешанные, классифицируемые в товарную позицию кода ТН ВЭД ЕАЭС 2103. Фактический вес товара составил 2 000 кг. При этом в сертификате формы «А» вес товара указан 1 800 кг. Таможенный орган отказал в предоставлении тарифной преференции в отношении товара.
Насколько это законно?
Ответ
На основании пункта 62 Правил таможенные органы государств-членов отказывают в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из страны-пользователя, если не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные пунктом 22 Правил. Согласно пункту 22 Правил тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если в том числе подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V Правил.
В силу норм пункта 44 раздела V Правил происхождение товаров считается неподтвержденным в случаях, установленных пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, а также если фактический вес поставленного товара превышает вес, указанный в документе о происхождении товара, более чем на 5 %.
Ввиду того, что фактическое количество товара превышает на 11 % количество товара, которое указано в сертификате, отказ таможенного органа в предоставлении тарифной преференции правомерен.