Защита экономических интересов является важным элементом экономической политики как отдельного современного государства, так и союза государств. В частности, мировая практика имеет значительное количество примеров принятия на национальном уровне актов законодательства, устанавливающих различные ограничения, направленные на противодействие импорту товаров из стран, проводящих недружественную политику, а также импорту товаров, цены на которые сформированы нерыночным методом для подрыва конкурентоспособности национальных производителей.
В Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС) подобное регулирование экономических отношений также предусмотрено.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) меры защиты внутреннего рынка — это специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС), вводимые в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
Так, Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, являющимся приложением № 8 к Договору о ЕАЭС, а также ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 48) предусмотрено применение специальных, антидемпинговых и компенсационных мер, в рамках применения которых могут взиматься специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Согласно названному Протоколу:
-
антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств — членов ЕАЭС независимо от ввозной таможенной пошлины;
-
предварительная антидемпинговая пошлина — пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию ЕАЭС товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии демпингового импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли экономики государств — членов ЕАЭС, угрозы его причинения или существенного замедления создания отрасли экономики государств — членов ЕАЭС;
-
компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств — членов ЕАЭС независимо от ввозной таможенной пошлины;
-
специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств — членов ЕАЭС независимо от ввозной таможенной пошлины.
Учитывая то, что применению указанных пошлин предшествует расследование, которое может занимать продолжительное время, в целях оперативного принятия мер по противодействию импорту, наносящему ущерб национальным интересам в ЕАЭС, могут временно вводиться предварительные пошлины.
Предварительная специальная пошлина — пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию ЕАЭС товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии возросшего импорта, который нанес или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли экономики государств — членов ЕАЭС.
Очевидно, что предварительные пошлины также относятся к мерам защиты внутреннего рынка, соответственно, они исчисляются так же, как и специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Вместе с тем предварительные пошлины в дальнейшем подлежат либо зачету в специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (если по результатам расследования будут приняты меры защиты внутреннего рынка), либо возврату (если по результатам расследования органом, проводящим расследования, будет установлено, что отсутствуют основания для введения мер защиты внутреннего рынка, либо принято решение о неприменении этих мер).
Рассмотрим подробнее особенности исчисления и уплаты данной категории пошлин.
Необходимо ли включать антидемпинговую пошлину в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?
В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (если иное не установлено таможенным законодательством), определяется как сумма:
-
их таможенной стоимости;
-
подлежащих уплате сумм таможенных пошлин;
-
подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).
При помещении товаров под таможенные процедуры, иные чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, условно исчисленные суммы таможенных пошлин, акцизов, которые подлежали бы уплате при помещении ввозимых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, включаются в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами.
Согласно подпункту 33 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина — это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, т.е. антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлины не подпадают под термин «таможенная пошлина», так как указанные пошлины взимаются не в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а применяются при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Таким образом, правовая природа взимания рассматриваемых пошлин и таможенных пошлин различна.
Следовательно, включать антидемпинговую пошлину в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость не требуется.
Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины являются одним из видов специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В связи с этим названные пошлины с точки зрения положений НК не являются налогами (сборами) и, следовательно, не поименованы в статьях 6–10 НК.
В то же время при взимании рассматриваемой категории платежей, так же, как и при взимании налогов (сборов), законодательством определены их плательщики, объекты обложения, база для исчисления этих платежей, ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
Подтверждение страны происхождения товаров
Как правило, применение антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин зависит от происхождения товаров. Например, антидемпинговая пошлина, введенная Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 ноября 2015 г. № 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза», применяется в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики. В связи с этим для государств — членов ЕАЭС важно, чтобы при импорте товаров декларант предоставлял сведения, подтверждающие страну происхождения товаров.
Пунктом 6 статьи 314 ТК ЕАЭС установлено, что если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно, то специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (далее — ТН ВЭД ЕАЭС), и (или) наименования.
Согласно пункту 20 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. № 49 (далее — Правила), происхождение товара подтверждается одним из следующих документов:
-
декларацией о происхождении товара;
-
сертификатом о происхождении товара (далее — сертификат).
При этом согласно Требованиям к сертификату о происхождении товара, являющимся приложением к Правилам (далее — Требования к сертификату), сертификат изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом.
Сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом и может быть выдан до или после отправки товара.
Наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и (или) дополнений не допускается. Исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью должностного лица и печатью органа (организации), уполномоченного третьей стороной на выдачу сертификатов о происхождении товара (далее — уполномоченный орган).
В соответствии с Требованиями к сертификату сертификат должен содержать следующую информацию:
-
наименование страны происхождения товара;
-
номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
-
наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
-
наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
-
описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
-
вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
-
реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
-
информацию об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дату выдачи сертификата).
Отметим, что согласно пункту 6 Требований к сертификату указанные сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. При этом допускается указание дополнительной информации.
Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ферросиликомарганец, классифицируемый кодом 7202 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, стоимостью 6 000 евро, ввозимый из Республики Польша.
Товар изготовлен на польском предприятии, что подтверждается сертификатом качества, который был выдан данным заводом.
Таможенный орган при таможенном контроле декларации на товары потребовал представление либо сертификата о происхождении товара, либо уплаты антидемпинговой пошлины в отношении данного товара.
Насколько законны требования таможенного органа?
Согласно пункту 25 Правил происхождение товара в рассматриваемом случае должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара.
В случае непредставления документов о происхождении товара, в том числе сертификата о происхождении товара, запрошенного таможенным органом, происхождение товара считается неподтвержденным.
В соответствии с частью восьмой пункта 5 статьи 72 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из происхождения товаров, подтвержденного в соответствии с главой 4 ТК ЕАЭС, и (или) иных сведений, необходимых для определения указанных пошлин.
В случае если происхождение товаров и (или) иные сведения, необходимые для определения указанных пошлин, не подтверждены, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товаров того же кода ТН ВЭД ЕАЭС, если классификация товара осуществлена на уровне 10 знаков, либо товаров, входящих в группировку, если коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС определены на уровне группировки с количеством знаков менее 10.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации страна происхождения ввозимого товара не была подтверждена в установленном порядке, то требование таможенного органа об уплате антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июня 2016 г. № 58 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ферросиликомарганца, происходящего из Украины и ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза» или о представлении сертификата о происхождении товара правомерно.
Таким образом, если страна происхождения товара, произведенного в Республике Польша, не подтверждена документально, то импортер обязан уплатить антидемпинговую пошлину, даже несмотря на то, что этот платеж установлен в отношении товаров, происходящих из Украины. Законодатель специально ввел подобную норму для того, чтобы исключить недобросовестный вывоз украинских товаров в Польшу и последующий их импорт под видом польских товаров из Польши в ЕАЭС для уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины.
Следует обратить внимание, что Правилами не устанавлена обязательная форма сертификата для целей подтверждения происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли. Следовательно, для подтверждения страны происхождения товаров может использоваться любой сертификат, который выдается в стране экспорта товара (например, сертификат о происхождении общей формы). При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 8 Требований к сертификату, в случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли (например, сертификат формы А), графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей», «for non-preferential purposes» или «a des fins non preferentielles».
Однако, если ввозится партия товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость этих товаров не превышает сумму, эквивалентную 150 долл. США, то организация вправе подтвердить страну происхождения ввозимого товара декларацией о происхождении товара.
В соответствии со статьей 30 ТК ЕАЭС декларация о происхождении товара — это коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС коммерческие документы — это документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
Таким образом, декларация о происхождении товара представляет собой запись о происхождении товара на коммерческом или любом другом документе, имеющем отношение к товару.
Следует обратить внимание на то, что положения пункта 26 Правил позволяют проводить проверку факта выдачи и сведений, указанных в сертификате. В частности, соответствующая проверка проводится, если таможенный орган обнаружил признаки (важно: а не факт) того, что представленный сертификат:
-
не выдавался (например, получена информация от таможенных органов иных государств);
-
содержит недостоверные сведения (например, несоответствие сведений в сертификате и товаросопроводительных документах и (или) маркировке товара и т.д.).
Проверка указанных фактов возможна в том числе с использованием таможенными органами электронных баз данных, создаваемых уполномоченными органами и размещаемых на соответствующем официальном сайте в сети Интернет.
В рамках проводимой проверки таможенный орган вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат (орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты) соответствующий запрос.
При этом сертификат не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в случаях:
-
выявления недостоверности сведений, содержащихся в сертификате;
-
по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным Требованиям к сертификату;
-
уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса;
-
ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат, в случае если такие копии документов были запрошены;
-
невозможно установить подлинность сертификата и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Соответственно, если сертификат не будет признан, не будет признана и страна происхождения товара. Следовательно, у декларанта возникнет неисполненная обязанность по уплате антидемпинговых (компенсационных) пошлин, если такой сертификат был предоставлен в целях подтверждения основания для неуплаты этого платежа.
Исчисление пошлин
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 ТК ЕАЭС исчисление и уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в порядке, установленном ТК ЕАЭС для исчисления и уплаты таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных главой 12 ТК ЕАЭС и Договором о ЕАЭС.
В соответствии со статьей 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины исчисляются плательщиком самостоятельно. В то же время пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС установлен ряд случаев, когда указанные пошлины исчисляются таможенными органами (например, по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления платежей; при незаконном перемещении товаров в соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС; при незавершении в установленные сроки таможенных процедур; по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, и т.д.).
Таможенные органы для исчисления таможенных пошлин в случаях, определенных пунктом 4 статьи 52 ТК ЕАЭС (с учетом п. 3 ст. 71 ТК ЕАЭС), применяют расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, который заполняется в соответствии с Порядком заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений), утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 137.
Возникновение и прекращение обязанности по уплате пошлин
Порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также случаи, когда эти платежи не уплачиваются, определены статьей 72 ТК ЕАЭС. В частности, обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин возникает:
-
при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС (ст. 56 ТК ЕАЭС). Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС — перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации;
-
при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, при убытии иностранных товаров с таможенной территории ЕАЭС, при помещении товаров на временное хранение, при помещении иностранных товаров, ввозимых либо ввезенных в Республику Беларусь, под таможенные процедуры, при выпуске товаров до подачи декларации на товары, при временном ввозе иностранных транспортных средств международной перевозки, при декларировании в качестве припасов иностранных товаров (ст.ст. 91, 97, 103, 136, 137, 153, 162, 174, 198, 208, 216, 225, 241, 247, 254, 279, 284 и 295 ТК ЕАЭС).
Также статьей 72 ТК ЕАЭС определены случаи, когда специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не уплачиваются (даже несмотря на то, что обязанность по уплате этих платежей в отношении товаров возникла), в частности:
-
в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру, условия помещения под которую не предусматривают уплату специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры и при соблюдении условий использования этих товаров в соответствии с такой таможенной процедурой;
-
в отношении транспортных средств международной перевозки и припасов при соблюдении установленных ТК ЕАЭС условий их использования.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 4 статьи 71 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и предварительные специальные, предварительные антидемпинговые, предварительные компенсационные пошлины не применяются в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
Напомним, что согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товары для личного пользования — это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
В случае конфискации или обращения товаров в собственность (доход) государства, задержания таможенными органами товаров в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС, размещения на временное хранение, помещения товаров под таможенные процедуры после исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченные и (или) взысканные в соответствии со статьей 72 ТК ЕАЭС, подлежат возврату (зачету) в соответствии со статьей 76 ТК ЕАЭС.
Сроки и порядок уплаты пошлин
Уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин является условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и переработки для внутреннего потребления. В иных случаях сроки уплаты этих пошлин наступают только тогда, когда нарушаются установленные условия использования товаров в соответствующих таможенных процедурах (в том числе предельные сроки) либо условия использования отдельных категорий товаров, которые подлежат выпуску в соответствии с ТК ЕАЭС без помещения под таможенные процедуры. Все эти сроки прописаны в тех же статьях ТК ЕАЭС, которыми определены моменты возникновения и прекращения обязанностей по этим пошлинам. Следует отметить, в соответствии с пунктом 5 статьи 74 ТК ЕАЭС изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не предусмотрено.
Особенности уплаты пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления — это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 134 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС установлено, что одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с пунктом 15 статьи 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению (специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Под выпуском товаров понимают действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры (подп. 6 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа (в случаях, когда декларирование производится в электронном виде) либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе.
В свою очередь в силу пункта 10 статьи 137 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары и в отношении которых декларация на товары подана не позднее установленного срока, обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению (специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате) до подачи декларации на товары.
Уплата пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления
Согласно пункту 1 статьи 188 ТК ЕАЭС таможенная процедура переработки для внутреннего потребления — это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой с такими товарами совершаются операции по переработке для внутреннего потребления в целях получения продуктов их переработки, предназначенных для последующего помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без уплаты в отношении таких иностранных товаров ввозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 189 ТК ЕАЭС установлено, что одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления является уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 198 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, за исключением товаров, заявленных к выпуску до подачи декларации на товары, обязанность по уплате налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению (налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления. В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары и в отношении которых декларация на товары подана не позднее установленного срока, обязанность по уплате налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению (налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате) до подачи декларации на товары.
Подводя итог публикации отметим, что взимание специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин аналогично взиманию таможенных платежей. Вместе с тем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не относятся к категории налогов (сборов), и соответственно порядок взимания этих платежей определен отдельными положениями международного права.