По общему правилу, закрепленному в статье 5 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур», административные процедуры осуществляются уполномоченным органом (в том числе налоговыми органами) по месту жительства (месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной) — для граждан или месту нахождения — для юридических лиц.
Указанный подход закреплен также в подпункте 1.5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), в соответствии с которым плательщик имеет право обращаться за осуществлением административных процедур в налоговый орган по месту постановки на учет, если иное не установлено подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 26 НК.
В частности, подпунктом 2.2. пункта 2 статьи 26 НК определено, что физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, имеет право обращаться независимо от места постановки на учет, места жительства за осуществлением административных процедур в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — инспекция МНС) по району, городу или району в городе.
Таким образом, реализация экстерриториального принципа в налоговых правоотношениях предоставляет плательщику право получать от налоговых органов независимо от места постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.
В частности, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, имеет право представлять в налоговые органы независимо от места постановки на учет, места жительства:
-
налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц;
-
налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщика, не признаваемого налоговым резидентом Республики Беларусь;
-
уведомление об осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
-
документы, подтверждающие право на налоговые льготы;
-
документы, необходимые для определения суммы единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подлежащей зачету или возврату, предусмотренные статьей 344 НК.
Иными словами, любое физическое лицо, для того чтобы подать, например, уведомление об осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц либо документы, подтверждающие право на налоговые льготы, либо обратиться за осуществлением административной процедуры, может обратиться в любой налоговый орган, а не только в налоговый орган по месту жительства.
По экстерриториальному принципу физические лица могут обращаться в налоговые органы за осуществлением административных процедур, предусматривающих:
-
постановку на учет в налоговом органе;
-
снятие с учета и постановку на учет в другом налоговом органе в случае изменения места жительства;
-
зачет, возврат сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
-
выдачу справки об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость в отношении отчуждаемого объекта недвижимого имущества (в случае отчуждения объекта недвижимого имущества, принадлежащего постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства);
-
выдачу справки о наличии (отсутствии) исполнительных листов и (или) иных требований о взыскании с заявителя задолженности по налогам, другим неисполненным обязательствам перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, юридическими и физическими лицами для решения вопроса о выходе из гражданства Республики Беларусь;
-
выдачу справки об уплате (удержании) подоходного налога с физических лиц в целях избежания двойного налогообложения;
-
выдачу справки о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь в налоговом периоде в целях избежания двойного налогообложения;
-
выдачу справки о доходах для решения вопроса о выдаче путевок (курсовок), передаче ребенка (детей) на усыновление;
-
выдачу выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней.
Стоит отметить, что срок осуществления налоговыми органами административных процедур, предусмотренный перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, является единым независимо от принципа экстерриториальности.
Учитывая изложенное, реализация экстерриториального принципа в системе налоговых органов позволяет в значительной степени сократить издержки плательщиков (временные и финансовые затраты), а также повысить качество их обслуживания, что в конечном итоге создает более комфортные условия получения налоговых услуг.