С 4 октября 2020 г. вступили в силу одновременно два документа, которыми определен новый порядок статистического декларирования товаров, а именно:
- Указ Президента Республики Беларусь от 1 июня 2020 г. № 182 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 182), которым внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178);
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533 «О статистическом декларировании товаров» (далее — постановление № 533), которым отменено постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее — постановление № 549).
Отметим, что необходимость ведения статистики взаимной торговли в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) определена пунктами 3 и 4 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза, являющегося приложением № 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г.
Остановимся подробнее на особенностях статистического декларирования товаров индивидуальными предпринимателями с 4 октября 2020 г.
Статистическая декларация — единый документ декларирования товаров
Согласно Указу № 182 документом валютного контроля внешнеторговых операций в части статистического декларирования товаров с 4 октября 2020 г. является единый документ — статистическая декларация, так как в соответствии с нормами абзаца третьего пункта 1 Указа № 182 из Указа № 178 исключена норма о проведении периодического статистического декларирования.
Статистическая декларация представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем (грузополучателем) либо по их поручению таможенным представителем для целей статистического учета отгрузок (поставок) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых не производится, по одному и более фактам отгрузок (поставок) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 3 000 евро и более, за отчетный календарный месяц в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего возмездную передачу товаров.
Статистическая декларация регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий.
Для целей Указа № 182 для определения стоимости товаров в евро, указанной во внешнеторговом договоре в иной иностранной валюте, производится пересчет такой стоимости с применением официальных курсов, установленных Национальным банком Республики Беларусь (далее — Национальный банк) на дату заключения внешнеторгового договора.
Таким образом, при ведении статистики с 4 октября 2020 г. применяется только один универсальный документ — статистическая декларация, в то время как до 4 октября 2020 г. применялись два документа: статистическая декларация и периодическая статистическая декларация.
Одновременно поднята нижняя планка, когда статистическая декларация подлежит составлению и представлению в таможенные органы.
Рассмотрим отдельные вопросы составления и представления к регистрации статистической декларации на товары индивидуальными предпринимателями в свете вновь принятых нормативных правовых актов.
Вопрос
Индивидуальный предприниматель заключил договор на поставку товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. При этом индивидуальный предприниматель подписал договор 17 апреля 2020 г., а российский партнер — 13 мая 2020 г. Белорусская сторона выписала инвойс 29 сентября 2020 г. на сумму 400 000 рос. руб. В рамках указанного договора и выписанного инвойса российскому партнеру произведена отгрузка товара 14 октября 2020 г. на сумму 240 000 рос. руб. Товар доставлен индивидуальным предпринимателем лично.
Обязан ли индивидуальный предприниматель зарегистрировать статистическую декларацию на перевозимый груз?
Для целей Указа № 182 для определения стоимости товаров в евро, указанной во внешнеторговом договоре в иной иностранной валюте, производится пересчет такой стоимости с применением официальных курсов, установленных Национальным банком на дату заключения внешнеторгового договора.
В соответствии со статьей 403 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Таким образом, моментом заключения указанного внешнеторгового договора является 13 мая 2020 г.
На эту дату Национальным банком установлены официальные курсы — 2,6394 бел. руб. за 1 евро и 3,3193 бел. руб. за 100 рос. руб.
Согласно Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 февраля 2012 г. № 11, международная товарно-транспортная накладная «CMR» оформляется при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь, и заполняется на каждого получателя груза для каждого транспортного средства (состава транспортных средств).
Таким образом, каждая отгрузка оформляется отдельной товарно-транспортной накладной «CMR». Следовательно, общая стоимость отгрузки составляет сумму, превышающую 3 000 евро:
240 000 х (3,3193 / 100) / 2,6394 = 3 018,23.
В связи с вышеизложенным индивидуальный предприниматель обязан зарегистрировать статистическую декларацию в отношении произведенной отгрузки товара.
Вопрос
Индивидуальный предприниматель отгрузил товар российскому партнеру.
Включаются ли в стоимость товара расходы по его доставке покупателю для целей определения необходимости регистрации статистической декларации?
Вопрос
Индивидуальный предприниматель не представил в таможенный орган статистическую декларацию в установленный срок.
Предусмотрена ли за данное нарушение какая-либо ответственность?
Вопрос
Индивидуальный предприниматель заключил несколько внешнеторговых договоров с российской организацией на поставку оборудования в Российскую Федерацию.
Статистическую декларацию следует составлять в отношении всех товаров, отгруженных индивидуальным предпринимателем в течение календарного месяца по всем заключенным договорам либо исключительно в рамках одного договора?
Вопрос
Индивидуальный предприниматель осуществляет экспорт товаров в Российскую Федерацию. Вместе с тем у него отсутствуют необходимые знания в области таможенного декларирования и нет программного обеспечения для составления статистических деклараций.
Куда ему можно обратиться для получения услуги по составлению статистической декларации?
Какой договор обязан заключить индивидуальный предприниматель для представления статистической декларации в таможенный орган?
Ответ
Исходя из того, что статистическая декларация представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем (грузополучателем) либо по их поручению таможенным представителем, таможенный представитель в интересах указанных лиц обязан заключить с ними договор поручения.
Пунктом 1 статьи 861 ГК предусмотрено, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Этот вид договора консенсуальный, он может быть как возмездным, так и безвозмездным.
Поверенный обязан:
-
лично исполнять данное ему поручение, за исключением случаев, указанных в статье 866 ГК;
-
сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения;
-
по исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения (ст. 864 ГК).
В свою очередь доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, а также, если иное не предусмотрено договором, возмещать поверенному понесенные издержки, а также обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения.
Доверитель обязан без промедления принять от поверенного все исполненное им в соответствии с договором поручения (ст. 865 ГК).
С содержанием реестра таможенных представителей индивидуальный предприниматель может ознакомиться на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (http://www.customs.gov.by/ru/reestr_lic_tamozhennogo_dela-ru/).
Вопрос
Индивидуальный предприниматель покупает за наличный расчет на рынках и в розничной сети на территории Российской Федерации товары легкой промышленности.
Обязан ли индивидуальный предприниматель представлять статистическую декларацию при ввозе приобретенных товаров в Республику Беларусь?
Нет, не обязан, поскольку согласно нормам подпункта 1.2.3 пункта 1 Указа № 178 действие Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, расчеты по которым осуществляются физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами Республики Беларусь.
Таким образом, в этой части положения нормативных правовых актов не претерпели изменений.
Регистрация статистической декларации
В соответствии с пунктом 11 постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров» центр статистического декларирования товаров учрежден по адресу: г. Минск, ул. Могилевская, д. 45/3.
В связи с тем, что Указом № 182 из Указа № 178 исключено такое понятие, как «центр статистического декларирования», подпунктом 1.1 пункта 1 постановления № 533 установлено, что статистическая декларация представляется круглосуточно для регистрации в Минскую центральную таможню экспортером (импортером), грузоотправителем (грузополучателем) либо по их поручению таможенным представителем:
-
с использованием программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов при обмене электронными документами;
-
с соблюдением структуры и формата статистической декларации в виде электронного документа, порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Для субъектов хозяйствования практически ничего не изменилось, поскольку центр статистического декларирования осуществлял свою деятельность на базе Минской центральной таможни.
Предельный срок регистрации статистической декларации
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 постановления № 533 статистическая декларация, представленная с соблюдением структуры, формата и порядка ее заполнения, в том числе содержащая ссылку на регистрационный номер сделки, подлежит регистрации Минской центральной таможней в течение двух часов с момента ее представления.
Документы, необходимые для регистрации статистической декларации
Нормами подпункта 1.6 пункта 1 постановления № 533 установлено, что для представления к регистрации статистической декларации у лица, ее представляющего, должны быть в наличии следующие документы:
- внешнеторговый договор и дополнения (приложения) к нему, если сведения из указанных дополнений (приложений) используются при заполнении представляемой статистической декларации.
Для целей Указа № 178 внешнеторговым договором является договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 390 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Статьей 404 ГК предусмотрено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), или путем обмена текстовыми документами, включая документы в электронном виде (в том числе электронные документы), которые подписаны сторонами собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан сторонами по договору (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию стороны по договору), и не противоречит законодательству и соглашению сторон.
Помимо указанного письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор путем направления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), принято в соответствии с пунктом 3 статьи 408 ГК.
Таким образом, как договор, составленный в письменной форме для целей статистического декларирования, будет рассматриваться и договор, оформленный двумя письмами сторон;
- транспортные (перевозочные) документы.
Подпунктом 48 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что транспортные (перевозочные) документы — документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).
Обращаем внимание, что при транспортировке грузов автомобильным транспортом между странами ЕАЭС такая перевозка является международной перевозкой и регулируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), подписанной в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее — Конвенция). Положения Конвенции применяются ко всякому договору дорожной перевозки грузов с использованием транспортных средств за вознаграждение; когда место принятия груза и место, предназначенное для доставки груза, указанные в данном договоре, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции, независимо от местожительства и гражданства сторон, заключающих договор.
При этом составление международной товарно-транспортной накладной «CMR» согласно Конвенции подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза.
Таким образом, перевозчики обязаны иметь товарно-транспортную накладную «CMR» при выполнении транспортировки грузов между Республикой Беларусь и странами ЕАЭС.
Если при отгрузке (поставке) товаров не установлена необходимость наличия транспортного (перевозочного) документа, допускается использование счета-фактуры (инвойса) либо иных документов, отражающих передачу товаров между резидентом и нерезидентом, содержащих информацию, достаточную для заполнения статистической декларации;
- товаросопроводительный документ, указанный в части второй пункта 10 статьи 3 Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза, подписанного в пос. Бурабай 16 октября 2015 г. (далее — Протокол), на импортируемые в Республику Беларусь из Республики Казахстан товары, включенные в перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. № 59 (далее — Перечень товаров, утвержденный Решением № 59).
Отметим, что пунктом 10 статьи 3 Протокола Республике Казахстан поручено создать систему учета, которая должна предусматривать формирование и регистрацию в государственной базе данных товаросопроводительного документа, содержащего сведения о товарах, их количестве, номера таможенных деклараций и порядковые номера товаров по таможенной декларации, сведения об уплате ввозных таможенных пошлин по ставке Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Согласно Решению Евразийского межправительственного совета от 12 августа 2016 г. № 5 «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации» при перемещении с территории Республики Казахстан на территории других государств — членов ЕАЭС товаров, включенных в Перечень товаров, утвержденный Решением № 59, в качестве товаросопроводительного документа признается бумажная копия электронного счета-фактуры, зарегистрированного в национальной системе учета Республики Казахстан, отвечающая требованиям пункта 10 статьи 3 Протокола.
При этом соотнесение сведений о товарах, включенных в Перечень товаров, утвержденный Решением № 59, а также о товарах, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, и наименование которых включены в иные перечни товаров, вывозимых в другие государства — члены ЕАЭС, осуществляется посредством отражения следующей информации в электронном счете-фактуре, форма которого приведена в приложении 2 к приказу Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 г. № 370 «Об утверждении Правил выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы» (далее — электронный счет-фактура):
-
признака происхождения товара, указанного в графе 2 раздела G «Данные по товарам, работам, услугам» электронного счета-фактуры;
-
регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера декларируемого товара — в случае реализации товара, ввезенного из третьих стран;
-
порядкового номера товара, указанного в строке 32 декларации на товары, — в случае реализации товара, ввезенного из третьих стран;
-
номера заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющегося приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов, подписанному 11 декабря 2009 г., — в случае реализации товара, ранее ввезенного на территорию Республики Казахстан из государств — членов ЕАЭС;
-
порядкового номера товара, указанного в графе 1 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, — в случае реализации товара, ранее ввезенного на территорию Республики Казахстан из государств — членов ЕАЭС;
-
номера сертификата происхождения товара формы СТ-1 или CT-KZ — в случае реализации произведенного в Республике Казахстан товара;
-
буквенного кода государства — члена ЕАЭС, на территорию которого вывозится товар;
-
пункта назначения — в случае вывоза товара на территорию государств — членов ЕАЭС;
-
наименования товара;
-
кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
-
количества (объема) товара с указанием единицы измерения количества (объема).
Следует обратить внимание, что представления вышеперечисленных документов в таможенные органы для регистрации статистической декларации не требуется. Сведения об этих документах вносятся в статистическую декларацию.
В случае отгрузки товаров со склада автомобильным транспортом и дальнейшей их транспортировки иными видами транспорта в статистической декларации дополнительно указываются сведения о транспортном (перевозочном) документе на доставку товаров до аэропорта, железнодорожной станции, порта.
Внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию
В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 постановления № 533 в зарегистрированную статистическую декларацию допускается внесение изменений в течение трех лет с даты ее регистрации в случае:
-
выявления опечаток, ошибок в сведениях, содержащихся в указанной декларации, при наличии документов, подтверждающих достоверные сведения;
-
изменения законодательства;
-
вывоза за пределы территории Республики Беларусь товаров, которые ранее были переданы нерезиденту по внешнеторговому договору на территории Республики Беларусь, но фактически не были вывезены за пределы территории Республики Беларусь;
-
ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, которые ранее были получены резидентом по внешнеторговому договору за пределами территории Республики Беларусь, но фактически не были ввезены на территорию Республики Беларусь;
-
выявления документально подтвержденных расхождений по количеству или номенклатуре отгруженных либо поставленных товаров по сравнению со сведениями, указанными в транспортных (перевозочных) либо коммерческих документах;
-
внесения изменений во внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товара, в связи с изменением цены единицы товара и (или) страны назначения, указанных в статистической декларации;
-
отличия стоимости, подлежащей оплате резиденту за фактически реализованные нерезидентом товары, переданные ему по внешнеторговому договору комиссии, от стоимости товаров, ранее указанной в статистической декларации, зарегистрированной по этому договору.
При возникновении спорных вопросов окончательное решение о внесении изменений в статистическую декларацию принимается Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Основания для отказа в регистрации статистической декларации
В случае несоблюдения структуры, формата и порядка заполнения статистической декларации, в том числе отсутствия в ней сведений о документах, которые должны иметься у лица, ее представляющего, таможенный орган отказывает в регистрации статистической декларации.
Напомним, что в настоящее время структура, формат и порядок заполнения статистической декларации определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров».
Учитывая, что статистические декларации регистрируются в автоматическом режиме, таможенный орган осуществляет исключительно форматно-логический контроль этой декларации.
Для принятия решения о регистрации статистической декларации таможенный орган не запрашивает у индивидуального предпринимателя никаких документов. Вместе с тем в соответствии со статьей 11.42 КоАП представление недостоверных сведений при оформлении статистической декларации влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя — до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров. Отметим, вышепредусмотренная статьей 11.42 КоАП ответственность может наступать вне зависимости от категории сведений, указанных недостоверно. В частности, недостоверно могут быть указаны не только сведения о товарах, но в равной степени сведения о реквизитах документов.
Аннулирование статистической декларации
Нормами подпункта 1.9 пункта 1 постановления № 533, как и ранее подпункта 1.14 пункта 1 постановления № 549, определено, что экспортер (импортер) или грузоотправитель (грузополучатель) обязан аннулировать зарегистрированную статистическую декларацию, если:
-
после отгрузки товаров, указанных в зарегистрированной статистической декларации, их передача нерезиденту не состоялась;
-
зарегистрировано несколько статистических деклараций на одну внешнеторговую операцию;
-
товары, указанные в статистической декларации, помещены под одну из таможенных процедур.
Вместе с тем зарегистрированная статистическая декларация должна быть аннулирована не позднее 20 календарных дней после даты ее регистрации, в то время как ранее данный срок был определен в 10 рабочих дней после даты ее регистрации.
Следует учесть, что статьей 11.45 КоАП предусмотрено, что за неосуществление в установленный срок аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации, если отгрузка указанных в декларации товаров не состоялась, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин. При этом за неаннулирование статистической декларации по иным основаниям административная ответственность не наступает.
Переходные положения
Пунктом 2 постановления № 533 установлено, что в отношении товаров, отгрузка (поставка) которых состоялась до 3 октября 2020 г. включительно, представление, заполнение, регистрация статистической и периодической статистической деклараций, внесение изменений в зарегистрированные статистическую и периодическую статистическую декларации, их аннулирование осуществляются в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поставки) таких товаров.
Положения постановления № 533 действуют только в отношении товаров, отгрузка (поставка) которых состоялась начиная с 4 октября 2020 г.
Подводя итог изложенному в настоящей публикации, отметим, что положения вышеуказанных актов законодательства, которые вступили в силу с 4 октября 2020 г., направлены на дальнейшее сокращение документооборота при поставках товаров незначительной стоимости. Помимо этого, унифицирован порядок представления статистических деклараций, а также увеличены сроки их представления и аннулирования.