Подпункт 1.13 пункта 1 статьи 21 «Права плательщика» Налогового кодекса Республики Беларусь содержит положения, позволяющие плательщикам в целях проверки благонадежности деловой репутации контрагента использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы (далее — ОАИС).
В целях возможности получения плательщиками дополнительной информации, необходимой для проверки деловой репутации контрагента, Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» (далее — Указ № 503) расширен перечень сведений, не являющихся налоговой тайной.
Так, согласно нормам части первой подпункта 14.3 пункта 14 Указа № 503 не признаются налоговой тайной сведения, предоставляемые посредством единого портала электронных услуг ОАИС в отношении организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей:
-
об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;
-
о среднесписочной численности работников;
-
содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Следует отметить, что сведения, указанные в части первой подпункта 14.3 пункта 14 Указа № 503, составляют налоговую тайну в отношении плательщиков (категорий плательщиков) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь (ч. 2 подп. 14.3 п. 14 Указа № 503).
Обращаем внимание, что в соответствии с положениями абзаца пятого пункта 16 Указа № 503 пункт 14 вступил в силу через три месяца после официального опубликования Указа № 503, т.е. с 11 апреля 2020 г.
Указанная информация может быть получена плательщиками только посредством единого портала электронных услуг ОАИС. Подробный порядок получения электронных услуг ОАИС размещен на официальном сайте оператора ОАИС — республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» (https://nces.by/service/services_oais/).
Информация в отношении физических лиц, нотариусов, адвокатов, а также по перечню плательщиков, определенному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2020 г. № 244 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2004 г. № 1149», не предоставляется.
Полученная плательщиками информация позволяет объективно оценить деловую репутацию контрагентов. К примеру, уплаченные налог на недвижимость и земельный налог свидетельствуют о наличии у контрагента объектов недвижимости и земельных участков, а применение упрощенной системы налогообложения может обосновать отсутствие уплаты налога на недвижимость в случае, если контрагент информирует о наличии недвижимого имущества. Кроме того, применение особого режима налогообложения косвенно указывает на размеры бизнеса контрагента либо вид его хозяйственной деятельности (например, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции вправе применять организация, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 % общей суммы выручки организации; упрощенная система налогообложения применяется только субъектами малого бизнеса и имеет ограничения по численности и сумме выручки и т.д.). Сведения о среднесписочной численности организации позволяют проанализировать возможность самостоятельного выполнения контрагентом работ (оказания услуг), требующих специальных знаний и навыков.
В настоящее время республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» посредством единого портала электронных услуг ОАИС (https://portal.gov.by) оказывается электронная услуга ОАИС 3.36.01 «Сведения для проверки благонадежности деловой репутации» (далее — электронная услуга).
Электронная услуга предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в виде агрегированной информации, включающей в себя следующие сведения:
Указанные сведения предоставляются в привязке к УНП контрагента. Если его УНП неизвестен, то можно воспользоваться поиском по наименованию, выбрать интересующего контрагента и получить требуемые сведения. Вся информация предоставляется по одному клику. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей электронная услуга доступна с использованием электронной цифровой подписи, для физических лиц — по уникальному идентификатору, включающему в себя логин и пароль.
Следует отметить, что до конца 2020 г. республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» планируется доработка электронной услуги с целью расширения объема информации, предоставляемой в ее рамках, следующими сведениями:
-
об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;
-
о среднесписочной численности работников;
-
содержащимися в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;
-
об участии во внешнеэкономической деятельности, а также о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов (пошлин), взимаемых таможенными органами;
-
о количестве объектов недвижимого имущества, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
-
из Единого государственного реестра сведений о банкротстве.