Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) реализует концепцию развития дистанционного взаимодействия налоговых органов с плательщиками и постоянно проводит работу, направленную на совершенствование принципов, методов и способов коммуникации с плательщиками налогов.
Модернизация сервисных возможностей стала одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов, целью реализации которой является создание комфортных условий и среды для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств.
Для налоговых органов приоритетом является обеспечение контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет профилактической работы, чему способствует развитие концепции дистанционного налогового контроля. Так, в контрольной деятельности реализован переход к преимущественному использованию мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности и предоставление плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств.
Особый акцент сделан на камеральном контроле, который обеспечивает минимальное вмешательство в текущую деятельность субъекта хозяйствования. При установлении неполноты сведений, ошибок по результатам камеральной проверки плательщику направляется уведомление с предложением представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) (далее — налоговая декларация) и (или) документы.
Плательщики, которые отреагировали на предложение налогового органа в виде уведомления, самостоятельно откорректировали налоговые обязательства и доплатили причитающиеся суммы в бюджет, освобождаются от привлечения к административной (уголовной) ответственности.
В настоящее время направляемые налоговым органом плательщику уведомления в электронном виде попадают в АРМ «Плательщик». Для ответа на уведомление плательщик использует функционал в АРМ «Плательщик» — вкладку «Заявления» — «Запрос/ответ в свободной форме с вложением» или «Запрос/ответ в свободной форме» из блока «Заявления» (см. рис. 1).
Рис. 1.
Для ответа плательщику нужно не только ввести требуемые формой данные, но и самостоятельно контролировать срок исполнения, указанный в уведомлении. Обычно этот срок составляет не менее 10 рабочих дней (п. 8 ст. 73 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — НК). Причем для определения конечной даты исполнения уведомления применяются правила статьи 4 НК:
- течение срока исполнения по уведомлению начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало, т.е. после получения плательщиком уведомления;
- если последний день срока, установленного для совершения действия, приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным днем и (или) нерабочим государственным праздником (нерабочим праздничным днем), днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;
- действие, для совершения которого установлен срок, должно быть совершено не позднее двадцати четырех часов последнего дня срока (ч. 2, ч. 7, ч. 8 ст. 4; ч. 1 п. 8 ст. 73 НК).
Об этом многие плательщики не знают, поэтому пропускают срок ответа на уведомление. Хотя пропуск срока ответа как таковой не влечет какой-либо ответственности плательщика, но со дня, следующего за днем истечения срока реагирования на уведомление, начинается отсчет срока для составления акта камеральной проверки в случае, если по результатам рассмотрения представленных плательщиком дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, в том числе по требованию налогового органа, либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, и (или) не подтверждаются право на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при налогообложении затрат, внереализационных расходов или право на уменьшение подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов в отношении иных элементов налогообложения, и (или) на основании уведомления не внесены соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию либо налоговая декларация не представлена (ч. 4 п. 8, ч. 1 п. 10 ст. 73 НК).
При этом срок составления акта камеральной проверки может быть продлен по решению руководителя (его заместителя) налогового органа на срок, не превышающий трех месяцев, в случае направления запроса в государственные органы, иные организации и индивидуальным предпринимателям, в том числе в компетентные органы иностранных государств (ч. 2 п. 10 ст. 73 НК).
В 2022 г. для упрощения работы плательщика с уведомлениями налогового органа и во избежание непреднамеренных ошибок в подсчете сроков реагирования на уведомление планируется внедрение следующего функционала.
Работа с уведомлениями будет осуществляться в личном кабинете плательщика. Авторизация пользователя в личном кабинете плательщика осуществляется с использованием электронной цифровой подписи. Полученные от инспекции МНС уведомления будут размещаться во вкладке «Документы из МНС» — «Уведомления камерального контроля» (см. рис. 2). При отсутствии уведомлений будет отображаться запись «Уведомлений не найдено».
Рис. 2.
Во вкладке «Уведомления камерального контроля» по каждому полученному уведомлению будут видны:
- номер уведомления;
- дата подписания уведомления (дата направления уведомления) в формате ДД/ММ/ГГГГ с указанием точного времени направления уведомления;
- статус уведомления — дата исполнения (конечный срок ответа на уведомление), которая будет рассчитана системой автоматически;
- кнопка «Выгрузить в csv» (позволяет открыть уведомление для просмотра, распечатать при необходимости);
- кнопка «Ответить» (для ответа на уведомление).
При получении уведомления плательщик в первую очередь должен разобраться в причинах возникших отклонений и в зависимости от причин, повлиявших на формирование отклонения:
1) представить налоговую декларацию с внесенными изменениями и (или) дополнениями.
При уточнении данных за прошлые отчетные (налоговые) периоды в налоговой декларации:
- заполняется раздел V «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки» в разрезе прошлых отчетных (налоговых) периодов с указанием суммы налога, подлежащей уплате (возврату), в которых было установлено отклонение;
- на титульном листе налоговой декларации указываются дата и номер полученного уведомления (п. 8 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2);
2) представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения. При этом, если представленные плательщиком пояснения после рассмотрения не будут приняты налоговым органом в качестве обоснования по установленным отклонениям, инспекция письменно информирует плательщика о том, что представленные им пояснения не исключили факт нарушения (отклонения), в связи с чем налоговым органом будет составлен акт камеральной проверки (ч. 4 п. 8 ст. 73 НК);
3) представить налоговую декларацию, если она не была представлена;
4) направить заявление на продление срока реагирования на уведомление (ч. 2 п. 8 ст. 73 НК).
При нажатии на кнопку «Ответить» (см. рис. 2) появится окно, в котором можно выбрать нужный вариант ответа в разделе «Признаки ответа» (см. рис. 3).
Рис. 3.
В зависимости от ситуации плательщик может выбрать одно или несколько действий, например только «уточнены документы» или одновременно «представлено пояснение» и «представлена налоговая декларация (расчет) с изменениями» (см. рис. 4, 5).
Рис. 4.
Рис. 5.
К ответу на уведомление в блоке «Прикрепить файл» можно приложить скан подтверждающего документа.
На одно уведомление плательщик может дать один или несколько ответов. В некоторых случаях уведомление может содержать предложение в отношении различных налогов, поэтому дать один ответ на все вопросы одновременно бывает затруднительно. Все ответы на уведомление должны быть отправлены до истечения срока, установленного для ответа.
Все направленные на одно уведомление ответы, которые подписаны плательщиком электронной цифровой подписью, можно просмотреть и распечатать, активировав кнопку «Просмотреть ответы» (см. рис. 2). При активации этой кнопки открывается окно «Ответы на уведомления камерального контроля» (см. рис. 6).
Рис. 6.
Все ответы на одно уведомление будут расположены в хронологическом порядке. Любой ответ можно просмотреть, активировав кнопку «Скачать PDF».
Плательщик имеет право после получения уведомления направить запрос на продление срока ответа, указанного в уведомлении (ч. 2 п. 8 ст. 73 НК). Причем такой запрос может быть направлен плательщиком только по объективным причинам — например, ответственное лицо (бухгалтер или руководитель; физическое лицо, выступающее в качестве индивидуального предпринимателя) отсутствует по причине болезни, отпуска, командировки либо по другой уважительной причине, с обязательным приложением копий подтверждающих документов в блоке «Прикрепить файл» при нажатии на кнопку «Выбрать».
При выборе позиции «Запросить продление срока до» плательщик указывает дату, на которую он сможет подготовить мотивированный ответ либо представить налоговую декларацию с внесенными изменениями. Выбор даты осуществляется при помощи расположенного рядом окна календаря либо проставлением даты с использованием клавиатуры. Причина продления срока указывается в текстовом поле «Пояснения» (см. рис. 7).
Рис. 7.
Налоговый орган, получив от плательщика запрос на продление срока ответа на уведомление, письменно информирует плательщика о согласовании или несогласовании продления срока (п. 10 ст. 73 НК).